Контакты Экипировочный и сервис центр
Все для профессионалов

Orbea Occam H30X – смена поколения

 

Семейство Occam – долгожитель на рынке. Текущая генерация появилась в сезоне 2008.

 

 

Его силуэт определяют классический свингарм Гирвина

 

 

и характерный профиль нижней трубы.

 

 

Радикальные изменения концепции начались в прошлом году. Первым образцом нового дизайна стал Rallon. Именно на нём появилась концепция Advanced Dynamics и передний треугольник, образованный гранёными гидроформованными трубами. Характерный изгиб и подкос верхней трубы – визитная карточка нового облика Orbea.

 

Попытаемся представить цель изменений. Occam предназначен для марафонов и трейл-райдинга, а версия X – так и вовсе предусматривает AM. Понятия это весьма размыты. Многие спортсмены, в силу разных причин, до сих пор предпочитают на трассах соревнований хардтейлы. Повлиять на консерваторов сложно. Их аргументы – КПД педалирования и вес велосипеда. На КПД непосредственно влияют жёсткость рамы и раскачка подвески. Конструкция свингарма Гирвина, качающегося в шарикоподшипниках большого диаметра, обеспечивает отменное соотношение жёсткость / вес / раскачка. Однако, невзирая на использование кастомных амортизаторов Fox, ход подвески «старого» Occam ограничили 115 мм – очевидно, предел был достигнут.

 

Новая ось вращения ø 15 мм опирается на два шарикоподшипника 6902 2RS.

 

 Посадка и затяжка подшипников осуществляется двумя конусами.

 

Кованый Diamond Link добавляет жёсткости системе, вращаясь на осях ø 15 мм.

 

Амортизатор Fox RP 2-3 (опционально RP 2 Remote) размерности 200×51 мм смонтирован на шарикоподшипниках. Подшипниками заменили и башинги амортизатора. Разработчик, Xabier Narbaiza, утверждает, что это снизит трение в системе, сделав её работу более мягкой, и повысит жёсткость.

 

 

А вот и главная «изюминка» подвески. Шарнир совпадает с осью вращения колеса. Менее заметная деталь: крепление тормозного калипера на верхнем пере даёт эффект плавающего тормоза, снижая взаимовлияние торможения и работы подвески.

 

 

 

Итак, получается faux-bar подвеска с ходом 123 мм и отменным уровнем жёсткости. Её назвали C9-12 (Concentric Rear Axle). Она позволяет использовать как стандартные втулки шириной 135 мм с эксцентриком ø 9 мм, так и втулки шириной 142 со вставной осью ø 12 мм. Утверждается, что конструкция с концентрическими осями легче конкурентов на 100 граммов и лучше защищена от проникновения посторонних предметов снаружи, благодаря минимальным габаритам.

 

Нетрудно заметить сходство решения с Trek. Xabier Narbaiza считает, что все претензии опровергаются тем, что узел Orbea значительно уже (199,5 мм против 220 мм у Trek’s ABP Race). Кроме того, это решение, равно как и DW, основывается на патенте концентрических осей 1890 (H.A. Becker), 1902 и 1922 гг… Не готов гадать. Тяжба может получиться долгой.

 

 

На схеме цифры, описывающие геометрию кросскантрийной версии. Что же касается AM-варианта с ходом вилки 140 мм, то выходит следующее:

- угол рулевой трубы 67,5º

- угол подседельной трубы 73,5º

- ETT и длина задних перьев, соответственно, 612 и 420 мм;

- колёсная база – 1136 мм.

 

По сравнению с текущей версией:

- длина задних перьев уменьшилась на 3 мм;

- удлинилась верхняя труба, укоротился вынос;

- каретка снизилась до 327 мм для снижения ЦМ.

 

А теперь сравним с Rallon (версия с 150 мм вилкой):

- угол рулевой трубы 68º;

- угол подседельной трубы 73º;

- ETT и длина задних перьев, соответственно, 595 и 425 мм;

- колёсная база – 1124 мм.

 

Все данные для ростовки М.

 

 

 Тросы управления переключением проведены внутри рамы. Гидролинии закреплены красивыми фрезерованными хомутами на верхней поверхности нижней трубы. На нижней поверхности верхней предусмотрены крепления опционального подседельника RockShox Reverb. Не совсем ясна логика, почему рядом (или совместно) с портом для троса переднего переключателя не предусмотрено окна для гидролинии Reverb Stealth.

 

Начав говорить о комплектации, заглядываем на официальный сайт Orbea и (говорю за себя) удивляемся богатству и продуманности выбора опций. По сути, не хватает только креплений успокоителя ISCG. Впрочем, экономия – это весьма неплохо. Успокоитель можно смонтировать и на каретке. Ещё несколько моментов экономии:

- на алюминиевой версии, в отличие от карбоновой, применён рулевой стакан 1 1/8”;

- Xabier Narbaiza сознательно отказался и от покрытия Kashima на вилках, заявив, что улучшение качества скольжения при его использовании незначительно.

 

По поводу стакана официально заявляется экономия порядка €50 в рознице. На мой взгляд – немало. Особенно, если учесть, что при штатном использовании ось вилки стандарта QR15 уже достаточно повышает жёсткость, конический рулевой стакан просто мало что добавит.

 

Проанализируем подробнее таблицу комплектации. Основной для неё вариант вилки – FOX 32 TALAS FIT RL 140 – отличный вариант для трейла / AM. Единственный пока вопрос: вариант Factory (без Kashima) предусматривает ось с эксцентриком ø 9 мм… Поклонники XC / XCM выберут, скорее, FOX 32 FLOAT FIT RL QR15 120.

 

Базовые тормоза FORMULA RX DISC – надёжные и бюджетные. Правда, диски 165 мм, но, вроде бы, версия X предусматривает 180. Опциональны FORMULA R1X – для состоятельных любителей. «Для тонких ценителей извращений» – SHIMANO XT. Впрочем, возможно, с новыми радиаторами охлаждения, интегрированными в калипер, их КПД будет выше…

 

Передний переключатель SRAM X7. Разумная достаточность. Впрочем, с шифтерами X9 и задним X0, полагаю, скорее, монтировался бы X9. Кассета SHIMANO HG62 11-36 10S. По моему опыту эксплуатации, жёсткость и качество переключения (в 9-ск варианте) у Shimano лучше, чем у SRAM. Впрочем, кассета Deore без паука, со штампованными шестернями – не совсем феншуйный вариант. Сочетание с системой SRAM 1000 24x38 выглядит оптимально по цене. Опциональные варианты: SHIMANO XT 2x10 и 3x10. Первый, полагаю, лидер по весу и качеству переключения. На цепи SHIMANO HG54 откровенно «скроили».

 

Колёсные опции:

- MAVIC CROSSRIDE – эконом-класс;

- KIT MAXLE – смотрится интересно;

- SHIMANO XT – проверенный временем продукт;

- SHIMANO WH-MT65 + TL – добротно. Смущают алюминиевые ниппели;

- MAVIC CROSSMAX ST +TL – одни из лучших в классе.

 

Педали, сёдла и рули также можно выбирать. Пока не совсем понятно, как будут реализованы эти опции в розничной продаже. Пока, в качестве прохладного душа, некоторые цены в Европе:

- OCCAM S10 –?

- OCCAM S30 – €5999;

- OCCAM S40 – €4699;

- OCCAM S30X – €3799;

- OCCAM S50 – €3699;

- OCCAM H10 – €3199;

- OCCAM H20 – 2999;

- OCCAM H30X – €2899;

- OCCAM H30 – €2799;

- OCCAM H50 €2099.

 

И это – на базовые версии…

 

Как видите, в прайс-листе есть обозначения “S” и “H” – версии с карбоновыми и алюминиевыми рамами. Обзор карбоновой версии выложил коллега http://twentysix.ru/blog/stuff/103456.html.

 

Раз уж начал со ссылок на первоисточники, то вот их список:

- http://www.endurotribe.com/en/2011/09/presentation-et-essai-un-nouvel-orbea-occam-pour-2012/#toparticle;

- http://www.bikerumor.com/2011/09/25/first-look-2012-orbea-occam-completely-redesigned-120mm-trail-bike/;

- http://www.bikeradar.com/news/article/orbea-overhauls-occam-for-2012-first-look-31783.

 

К стыду своему отмечу, что первый из списка сайт, в отличие от двух широко известных, попался мне впервые. Тест-обзор там, пожалуй, наиболее подробен.

 

 Кому и зачем нужен этот велосипед? Про топовые карбоновые версии всё понятно: спортсменам-марафонцам (имеющим хорошего спонсора) для техничных маршрутов и самим спонсорам – для поездок в стиле вслед за...

 

 

Что же касается алюминиевой версии X, то могу её чётко представить. Выбирая себе второй велосипед, предназначенный для горных походов с линейно-радиальной организацией, трейлов и эпизодических выездов в байк-парки, при наличии нового Orbea Occam H30X, однозначно выбрал бы именно его, а не Rallon. С такими ходами подвески, с такой посадкой… Обратите внимание, что даже навеска на кастомном аппарате очень похожа по концепции.

 

 

М. Ковнацкий, 2011

 

 

 

 

 




Яндекс.Метрика