Ваш город: Москва

Как выбрать шлем для велосипеда?

Велосипедистов на улицах городов становится все больше, а вместе с этим растет и культура катания на велосипедах в наших широтах. Люди чаще задумываются о своей безопасности и у них появляется вполне резонный вопрос – как подобрать шлем для велосипеда?

Приятно, что такие вопросы у людей вообще появляются, а увидеть райдера в шлеме в наше время довольно просто. Еще каких-то лет пять-семь назад народонаселение наших широт относилось к процессу получения удовольствия от МТБ, например, намного беспечнее. Шлемы на велосипедистах были скорее исключением, чем правилом. Благо, ситуация коренным образом поменялась.

Что уж тут говорить, начало моего велосипедного пути не предполагало использования средств безопасности. Фонарики покупались просто для красоты, а про защиту головы при падении я даже никогда не задумывался. Прошло время, наверное, возраст дает о себе знать… но так или иначе, а фонарики стали подбираться с толком, чувством, расстановкой и с глубоким пониманием философии их применения. Чуть позже пришло осознание, что и шлем не дураками придуман и не для дураков, что он не портит внешний вид, что с ним ездить намного комфортнее. Падать мне никогда не приходилось, то есть шлем так никогда и не отработал, как должен… но чувство уверенности за рулем он придает точно.

Да, кого-то пугает тот факт, что такой вот необходимый аксессуар много весит и шея будет уставать держать голову. Однако, современные материалы и технологии позволяют сделать защиту головы максимально легкой и эффективной.

Как он работает?

Полезно понимать принцип работы шлема, каким бы смешным вам не показался этот отрывок нашей статьи. В конечном итоге, обладая этим знанием, вы будете лучше понимать. что вам нужно – дешевый шлем “для отвода глаз” или качественный продукт с пакетом сертификатов.

Итак, основная функция шлема – защита головы, а в отдельных случаях лица.
Если мы рассмотрим в качестве примера строительную каску, то увидим, что она изготовлена из очень толстого пластика, а внутри располагается система ремней. Пластик должен быть прочным настолько, насколько это возможно. Если кому приходилось нечто подобное держать в руках, то вы, наверняка, обратили внимание, что вес у каски внушительный – в ней много материала для прочности. Суть сводится к тому, чтобы не произошло разрушения защитной “скорлупы” в момент контакта со случайным кирпичом. Внутренняя система ремней выполнена таким образом, чтобы голова не контактировала напрямую с пластиковой основой. То есть, когда кирпич падает на голову, он ударяет по пластику, а система ремней демпфирует этот удар и распределяет его энергию на большой площади.

Концепция велосипедного шлема несколько другая. В качестве оболочки/скорлупы используется очень тонкий и непрочный пластик, который, тем не менее, обладает хорошими износостойкими свойствами. При падении шлем должен хорошо скользить по поверхности, что и обеспечивает скорлупа. Вторая ее функция заключается в поддержании целостности наполнителя, который изготавливается из обычного пенопласта повышенной плотности. Наполнитель этот через небольшие мягкие подкладки контактирует с головой, никаких демпфирующих ремней нет. Есть только ремешки для надежной фиксации шлема на голове. Да, здесь он должен плотно контактировать с головой владельца.

При падении получается следующее. Оболочка принимает на себя удар в первую очередь, и помогает голове скользить по поверхности не стирая голову владельца транспортного средства и пенопласт. Последний, за счет своей мягкости, гасит энергию удара и разрушается. Энергия удара здесь тоже распределяется по большей площади, до момента разрушения конструкции, разумеется. Разрушение – условие не обязательное, но такой сценарий разработчиками закладывается на этапе проектирования. Шлем не должен быть избыточно прочным, чтобы не навредить. Так все и работает.

Получается, что велошлем это вещь одноразовая, если вам пришлось упасть. Более того, неаккуратное с ним обращение приводит к разрушению материалов еще до падения. Посему, бросать, пинать и садиться на шлем не рекомендуется, он просто этого не переживет. В нем появятся микротрещины, которые вы никак не заметите, а в самый ответственный момент вся конструкция рассыпется, оставив вашу голову без необходимой защиты.

Также полезно знать, что для повышения безопасности некоторые производители задействуют сложные решения с подвижной верхней частью шлема. Она тоже демпфирует удар, но не за счет разрушения, а за счет закрепления на упругих элементах.
Стоит ли говорить, что только застегнутый “по науке” шлем способен выполнять свою функцию. Если лямки болтаются, а шлем просто “приложен к голове”, то смысла от такой защиты нет.

Виды шлемов

Шоссейные шлемы

Для шоссеров промышленность выпускает облегченные шлемы с обтекаемыми формами и с минимальным количеством вентиляционных окон. Казалось бы… вот и всё… а нет.
Шоссейные покатушки отличаются высокими скоростями и высоким риском удара в переднюю часть головы. По этой причине основная защита выстраивается в передней части шлема. Увы, такое решение производителями принималось не по наитию, а на основании печальной статистики. Низкий вес и небольшие габариты – вот еще отличительные черты шлема для поклонников быстрой езды.
Модели шоссейных шлемов последних лет включают в свою конструкцию встроенный визор, очки отдельно надевать больше нет необходимости.

Шлемы для триатлона и ТТ

Самые аэродинамически выгодные шлемы создаются для триатлона и заездов на время. Вентиляционных отверстий могут не иметь совсем, а вес стремится к нулю, впрочем, как и комфорт. Отличительная особенность таких шлемов – каплевидная форма, позволяющая максимально эффективно рассекать встречный поток воздуха.

МТБ шлемы

Обтекаемости здесь вы не найдете, разве что какие-то намеки. Попытки набрать даже небольшую скорость, заставят вас слушать завывания потоков воздуха над и под шлемом. Приятного в этом мало, особенно на длительных дистанциях. Все дело в том, что горные велосипеды не предназначены для высоких скоростей, а значит и шлемы должны учитывать эту особенность. Основная специфика заключается в наличии большого количества вентиляционных отверстий, способных эффективно охлаждать голову райдера. То есть, мы помним, что МТБ-шники крутят педали много, но едут медленно, оттого потоки воздуха слабые и не успевают охлаждать перегретое тело. На шоссейниках высокие скорости лучше охлаждают райдера, посему и вентиляции требуется меньше.
Самая развитая защита располагается на затылочной и височной частях, тут тоже статистика подсказала.

Full Face шлемы

Разнообразие МТБ дисциплин включает в себя особо экстремальный, например, даунхил. Спуск происходит на высоких скоростях, часто в лесополосе, а значит меры безопасности здесь требуется применять особые. Для таких покатушек создаются шлемы, которые способны полностью закрыть лицо и голову от воздействий внешней среды. Если говорить об аналогии, то нечто подобное можно увидеть в мотокроссе. Последний, разумеется, требует большей прочности от шлема, поэтому он довольно тяжелый. Велосипедные модели с полностью закрытым лицом весят намного меньше.

Шлемы для BMX

Самые прочные головные уборы разрабатываются для трюковых дисциплин. Удары такие шлемы держат прекрасно и не рассыпаются даже после десятка мелких падений. Скорлупа довольно толстая, а подкладка тонкая, но ее плотность очень высокая. Вентиляционных отверстий не много, так как такие шлемы не предполагают физической активности, как, например, на МТБ велосипеде.

Шлемы для городских велосипедов

Высоких скоростей на сити байках нет, активного вкручивания тоже… вот и шлемы делаются из доступных материалов. Весят они много, если сравнивать со спортивными направлениями, но свою функцию выполняют достойно. Встроенные фонарики на затылке, наверное, уже стали чем-то обыденным. Питаются они от небольшой батареи и часто обустроены акселерометром и датчиком освещенности, чтобы велосипедист “не забывал” включить свет.

Очень дешевые шлемы

Процесс разработки шлема, это целая наука, в которой задействованы лаборатории, профессиональные спортсмены, инженеры и физиологи. В среднем у современного производителя с развитыми финансовыми и техническими возможностями на проведение шлема от чертежа до прилавка уходит около двух лет. Казалось бы, что ничего сложного в шлеме нет – пенопласт, пара кусочков пластика и невзрачные лямки – почему так долго? То есть, вы понимаете, насколько все серьезно?

В действительности, внутренняя форма шлема имеет огромное значение. От нее зависит, как энергия удара будет распределятся по поверхности головы, как потоки воздуха будут проходить между шлемом и головой для охлаждения… переменных очень много и все они требуют пристального внимания. Внешние формы не менее важны. При ближайшем рассмотрении дорогого брендового шлема вы обнаружите множество деталей, назначение которых с первого раза понять невозможно, необходимо вникать в суть проблематики. Тогда становится понятно, что даже самые мельчайшие и малозаметные из них так же важны, как и остальные.

И, напоследок, такие шлемы проходят сертификации в международных организациях по безопасности, где они испытываются при падении с велосипеда, при попадании разных предметов в шлем на разных скоростях и при столкновении с другими участниками дорожного движения. Свидетельствуют о сертификации специальные наклейки на внутренней части шлема.

В дешевых шлемах все намного проще. В лучшем случае, недобросовестный производитель скопирует дизайн десятилетней давности именитого бренда. Однако копирование это очень поверхностное и не учитывает назначения тех или иных мелких деталей. Какие-то выполняются гипертрофированными, а какие-то и вовсе упраздняются. Суть теряется практически полностью, но внешне шлем похож на настоящий. Речи о сертификации в международных организациях не идет никакой, а о безопасности говорить вообще бесполезно. Подбор материалов происходит по принципу – подешевле сделать, подороже продать. То есть, и в этом аспекте есть риск навредить своему здоровью. Ведь некачественные компоненты могут выделять вредные вещества, которые будут впитываться кожей головы и лица. Сценарий обрисовался довольно печальный. А это мы еще не говорили о падениях в таких доступных аксессуарах.

Надеюсь посыл понятен – не экономьте на безопасности! Призыва покупать топовые модели шлемов, которые стоят дороже велосипеда, здесь тоже нет. У многих брендов есть достойные продукты с умеренным ценником.

Выбор шлема по размеру

С дисциплинарной принадлежностью мы разобрались, теперь давайте посмотрим, как шлем подбирается по размеру.

Основное правило – шлем должен садиться на голову настолько плотно, чтобы не слетал, даже при условии, что вы окажетесь вверх ногами. Конечно, подобрать шлем четко по размеру вы никогда не сможете, они производятся универсальными, охватывающими сразу 4-6 размеров за счет регулировок. Ваша задача заключается в выборе чего-то усредненного, чтобы весной, например, можно было регулировки сделать чуть больше для размещения на голове утепляющего баффа. То же касается зимнего варианта. Подобрав шлем, который на вас надевается впритык на максимально выкрученных регулировках, вы рискуете получить в процессе катания весьма неприятные ощущения.
Немаловажным фактором становится форма головы. Двум людям с одинаковым размером один и тот же шлем может не подойти. Какие-то из них более широкие, какие-то более вытянутые. В этом случае любимый бренд может подвести. Хотя добросовестные бренды обычно стремятся сделать нечто такое, что подошло бы всем.

Хорошо подобранный и отрегулированный шлем не должен нигде ничего натирать и надавливать. Также он не должен болтаться будучи непристегнутым, не должен ограничивать движения головы и челюсти, не должен ограничивать обзорность. В любом случае, покупка велосипедного шлема без примерки – авантюра, которая рискует закончиться чем-то очень разочаровывающим. Если вы выбрали себе что-то в интернет-магазине, не поленитесь сходить в веломагазин и примерить понравившуюся модель до того, как оформите покупку онлайн. Вы сэкономите много времени и нервов при таком подходе.