Лыжи и легкая атлетика: Максимова 10
+7 (495) 648 6666
Велоспорт и триатлон: Маршала Новикова 7
+7 (495) 648 6666
  • Россия
  • Россия
  • Москва
  • Пермь

Как выбрать велосипед?

Начиная свой велосипедный путь и отслеживая таковой у своих знакомых, я заметил удивительную тенденцию – первый велосипед – всегда ошибка. Я не читал статей, где классифицируются шоссейные и МТБ велосипеды в зависимости от дисциплины, я не задумывался о качестве и уровне комплектующих, а наличие шипованной резины для покатушек по городу меня нисколько не смущало. Мне пришлось сменить несколько велосипедов, прежде чем я пришел к тому, что действительно удовлетворяет мои потребности – к шоссейнику. Могу сказать, что о нем я думал с самого начала, но вот чего-то внутри не хватало, чтобы на него пересесть сразу.
Надеюсь, что данная статья избавит вас от ошибок мучительных поисков желаемых острых велосипедных ощущений и приблизит к своей мечте, цели и просто удовольствию.
Поехали!

Для чего велосипед нужен?

Если четкого понимания нет, но велосипед купить хочется.
Так дело не пойдет, для начала необходимо понимать свои возможности, потребности и цели. На пустом месте такое понимание не произойдет, посему идите в веломагазин. Примертесь, потрогайте, пощупайте, посидите и… прокатитесь, в конце концов. Велосипед друга здесь не подойдет, он может быть весьма специфичным по своим характеристикам, с особыми настройками под хозяина, не вашего размера… Самый же большой недостаток велосипеда друга заключается в том, что он один. В таком случае полной картины происходящего не складывается, невозможно проехаться на двухподвесном МТБ и на этом основании подбирать себе шоссейник.
Другими словами, повторюсь, идите в веломагазин и смотрите, щупайте, трогайте, катайтесь. Лучше всего взять в прокат велосипеды из разных дисциплин. Конечно, прокат не богат на выбор, там в основном МТБ и сити-байки, но попробуйте хотя бы такой контраст.
Испытав несколько велосипедов своими собственными руками, ваше видение, вероятнее всего, начнет формироваться. Станет понятным, что для вас, например, важнее комфорт, а не скорость. Вот это уже и есть хоть какая-то определенность, половину предложений рынка можно отметать.

Если есть чёткое понимание желаемого.
Когда понимание желаемого эффекта от покупки велосипеда есть, то не спешите его покупать. Да, как бы странно это не было, но проверить себя придется. Опять же, постарайтесь найти похожую технику на прокат и попробовать ее в работе на практике.

На фото: МТБ велосипед ORBEA OIZ M PRO TR

МТБ велосипед вам подойдет в случае, если асфальтированные дороги вы посещать не планируете. Странное заявление, да? Ведь улицы городов горными велосипедами забиты под завязку. Почему так?
Потому, что их принято считать наиболее комфортными для города, особенно с нашими дорогами и бла-бла-бла.
Примерно с такой формулировкой велосипеды продают в большинстве магазинов, хоть она и в корне не верна. Дальше в ход могут пойти аргументы вроде бордюров, отсутствия велосипедных дорожек и прочее… но ребята… Стихия МТБ велосипеда, вне зависимости от его назначения – грунтовые дороги с камнями, корнями, крутыми спусками и подъемами, сыпучие поверхности, снег, грязь, горы в конце концов. В нем на это намекает всё – ширина покрышек, количество и качество протектора, наличие амортизированной вилки, особая геометрия и подготовленная трансмиссия. То есть, МТБ велосипед покупать целесообразно, при условии, что вы планируете копаться в грязи буквально.

Почему МТБ не подходит для города?
Во-первых, по причинам обозначенным выше.
Во-вторых, наличие вилки всегда является весомым аргументом при покупке для городских условий. Однако мало кто говорит, что на раскачивание вилки в процессе движения райдер затрачивает много сил. Ну, это такой процесс... когда нажимаете на педали, то автоматически нагружаете и вилку. Ваша энергия, которая могла бы вас ускорить, тратится на сжатие пружин вилки. Эффективность -1.
В-третьих, резина с шипами по асфальту едет очень плохо и она очень скользкая. Вот тут у многих начинается непонимание, ведь чем жирнее протектор, тем лучше сцепление с дорогой. Не зря же автомобилям с “лысой” резиной запрещено выезжать на дорогу? Автомобилям запрещено не зря, да. А велосипеды ту при чём?
Запрет выезда на дороги автомобилям с “лысой” резиной заключается в том, что покрышки должны иметь дождевой протектор. Дождь в течении дня может пройти дважды, а то и трижды, а может и вообще не пройти. Ну, и не забывайте про какие-то стихийные лужи. Протектор необходим, чтобы отводить воду от места контакта покрышки и дорожного полотна во избежание эффекта аквапланирования. В момент движения автомобиля по асфальтированной дороге протектор, как раз таки, снижает сцепление с дорогой. Другими словами, “лысая” резина лучше держит дорогу на сухом асфальте, так как пятно контакта больше, а значит и сцепление лучше.
В общем, не будет же водитель каждый раз менять покрышки на шиномонтаже при виде лужи на перекрестке? Нет, не будет, поэтому и существует такое требование к автомобилям, они должны быть готовы к любым дорожным условиям. То есть, учитывая сложность смены резины, водителям предписывается постоянное наличие на автомобиле покрышек с протектором.

На фото: на переднем плане дождевая покрышка, она содержит протектор для эффективного отведения воды от места контакта с дорожным полотном. На заднем плане “лысая” покрышка или “слик” для сухой дороги и максимального сцепления с дорогой.

Велосипеды не имеют такого большого пятна контакта и таких скоростей, чтобы бояться возникновения эффекта аквапланирования. Более того, массивный протектор на велосипеде серьезно уменьшает пятно контакта с асфальтом и так же серьезно снижает эффективность торможения в экстренных ситуациях. И еще, вибрация в раме и на руле вызывает боль в суставах.
Вот и получается, что МТБ, в своем классическом понимании, для города никак не годится.

Важный момент при покупке горного велосипеда касается целесообразного использования своего бюджета. Речь идет о хардтейлах и двух-подвесах. Первые дешевле, вторые дороже при одинаковой с первыми комплектации. Так происходит из-за того, что задний треугольник демпфируется дополнительным амортизатором, что и увеличивает конечную стоимость продукта, логично. Бюджетные серии подвесов качеством не блещут, велосипед вас очень быстро разочарует и потребует от четверти до половины стоимости нового велосипеда при первом же техническом обслуживании (ТО). Это я говорю, как веломастер с опытом работы в веломастерской. Второе ТО обойдется дороже. Третье, как повезет. Лучше присмотреться к хардтейлу подороже, ведь там уже и вилка поинтереснее будет, и трансмиссия получше.
Что же до вилок, то и в этом месте целесообразнее подтянуться и взять велосипед на воздушно-масляной. Она требует ежегодного обслуживания, она дороже… но она едет, господа, а не отбивает руки, как ее собраться со стальными звенящими пружинами.

Очень рекомендуем присмотреться к велосипедам Orbea MX или Alma, как к варианту удачного хардтейла. В качестве двухподвесов рассмотрите Orbea Oiz или Occam. Прелесть велосипедов Orbea заключается не только в хорошем качестве продукта, но еще и в широких возможностях кастомизации оборудования и цветовой гаммы по программе MyO. На выходе можно получить полностью уникальный велосипед заводской сборки.

Резюме: МТБ нужен для того, чтобы подурачиться, похулиганить, проверить свои способности на крутых грунтовых спусках и подъемах, немного попрыгать и перепачкаться с ног до головы при использовании велосипеда по назначению.
Также можно его доработать сменив покрышки на более городской вариант, установить крылья, звонок, фонарик, багажник, корзинку и ездить в свое удовольствие зная, что человечество для города создало отдельный вид велосипеда.

На фото: шоссейный велосипед ORBEA ORCA M10iLTD

Шоссейный велосипед подойдет даже для городских условий. Правда, надо оговориться, что в условиях города весь его потенциал вы не раскроете никогда. От слова “совсем”. Вам никогда не хватит места, вас всегда будут поджимать автомобили. Лучшее пространство для шоссера – шоссе. В общем-то, в названии велосипеда всегда кроется его предназначение.
Если вам по душе романтика загородных вылазок исключительно по асфальтированным дорогам с хорошим качеством полотна, высокие скорости, агрессивная посадка и минимальный вес, то шоссейный велосипед во многом удовлетворит ваши потребности. Тем не менее, важно понимать, что для получения эффекта полного погружения придется присмотреть себе контактные педали, велообувь и обтягивающую велоформу. Три этих компонента прекрасно друг друга дополняют и делают вас ощутимо быстрее.
Не забывайте, что шоссеры никогда не комплектуются амортизированными вилками. Вообще, конечно, исключения есть… но их очень мало. Другими словами, велосипед будет очень жестким и к этому надо быть готовым. Про комфорт говорить не приходится. Да, он там есть, но в сравнении с тем же МТБ будет ощущение, что с дивана пересел на табуретку. Управляемость шоссейника в разы острее, чем на МТБ, так как специфическая геометрия вносит свои коррективы. Агрессивная посадка подразумевает довольно низкий руль, что потребует напрягать шею для поднятия головы, на МТБ такого нет. Зато особенность строения руля подарит вам великое разнообразие хватов, что в длительных поездках является весьма существенным бонусом.
Что же до распространенного мифа по поводу плохих дорог и невозможности ездить из-за этого на тонких шоссейных колесах… ширится он устами людей ни разу на шоссейнике не ездивших. Да, он жестче МТБ велосипеда, это ощущается сильно, но вполне себе удобоваримо. Карбоновые вилка, подседел и руль снимают очень много вопросов. Еще больше вопросов о комфорте снимается при установке покрышек большей ширины.
Момент с покрышками вообще интересный. Особенности строения некоторых шоссеров таковы, что поставить туда реально резину шириной не более 28 мм. Больше просто не помещается из-за ободных тормозов, у меня такая проблема. Однако совершив переход с 23 мм на 28 велосипед очень преобразился, ехать стало намного комфортнее. Причина такой разницы кроется в ширине покрышки, разумеется. Чем она шире, тем меньшее давление воздуха требуется для обеспечения одинакового уровня сопротивления качению – в покрышки шириной 23 мм приходится набивать 8 атмосфер, а в покрышки шириной 28 мм всего 5-6 атмосфер. Разница в давлении и дает мягкость движения. Сопротивление качению, при этом, остается одинаковым в обоих случаях. Да, чудеса… их приметили инженеры, занятые разработкой шоссейников. К слову, профессиональный пелотон также движется в сторону повышения ширины покрышек. Наличие же дисковых тормозов снимает ограничения по размерам и позволяет устанавливать покрышки шириной до 36 мм. Можете себе представить уровень комфорта на таком шоссере. Вот, опираясь на эту информацию можно утверждать, что шоссейник для города подходит. Как и МТБ. Правда с некоторыми оговорками.
Получается несколько противоречивая информация... для города подходит, но нет. Тут уж каждому свое.
Обращаем ваше внимание на шоссейные велосипеды Orbea Orca. Они прекрасны, есть и карбон, и алюминий – на любой вкус и цвет. К тому же, программа кастомизации MyO работает в полную силу и с шоссейниками.

Резюме: шоссейник это ближе к серьезному спорту, тренировкам, диетам, групповым выездам на 100 км в солнечную субботу с минимальным количеством остановок по хороше трассе, в обтягивающей велоформе и неудобной для ходьбы велообуви. Он быстрый, легкий, жесткий, точный, маневренный и по-своему веселый. Для повседневного использования он практически не предназначен, для пары выездов за сезон тоже. Шоссейник – спортивный снаряд.
Хотя я его использую для поездок на работу и на пляж, такие дела.

На фото: городской велосипед (сити-байк) ORBEA CARPE 20

Сити-байк идеально подходит, внезапно, для города. Собственно, да, как уже и говорилось, суть в названии. Если вы ищете вариант для поездок в черте города по работе или для прогулок, то городской велосипед с лихвой удовлетворит ваши потребности. Вариантов есть много, все они на колесах 28”, но есть с амортизированными вилками и с жесткими. На мой взгляд, амортизированные вилки на сити-байках очень непотребного качества. Лучше взять с жесткой и не париться на счет ее обслуживания. По комфорту хода вы разницы практически не почувствуете.
Кроме того, вы можете уже выбирать трансмиссию с ременной передачей или цепной. К первой прилагается еще и планетарная втулка на несколько передач. В общем, выбор в среде сити-байков очень большой и, что важно, покрышки на них установлены соответствующие – сцепление на высоте, протектор номинальный.
Здесь без Orbea Carpe никак не обойтись. Очень хороший вариант за небольшие деньги.

Резюме: ситибайк предназначен для неторопливых поездок по городу, на работу, по магазинам и просто ради удовольствия. Особенности конструкции часто предполагают наличие корзин, багажников, крыльев и динамовтулок для работы встроенного освещения.

Гравийный велосипед из всего списка самый востребованный на рынке. Причины популярности кроются в его универсальности. Если МТБ и шоссейник являются представителями двух крайностей, то гравийник способен две эти крайности объединить. Геометрия рамы, размер резины, наличие на ней протектора, трансмиссия – всё это усреднено и невозможно отнести ни к шоссейникам, ни к горным велосипедам. Гравел считается прекрасным вариантом для поездок по городу, за городом, по грунтам, по шоссе, в туристические походы… в общем, очень универсальный инструмент для получения удовольствия.

Думаю, что для лиц неопределившихся в своих предпочтениях относительно велосипеда, гравийник подойдет, как нельзя лучше. Комплектация данного типа велосипедов предусматривает наличие жестких или амортизированных вилок, наличие огромного количества креплений для крыльев, багажников, сумок, баулов и фляг. Маркетологи постарались, за что им и благодарность.
Гравийные велосипеды между собой могут сильно отличаться в зависимости от производителя и склоняться больше к туризму или к спортивному стилю езды. Последний не предусматривает возможности навешивания сумок и баулов, так как креплений на нем самый минимум. Жесткость также разнится, хотя в большинстве случаев производители стремятся их сделать максимально комфортными, чтобы в седле можно было проводить большое количество времени. По личным ощущениям… у меня МТБ на воздушной вилке был жестче гравела на стальной раме и хромомолибденовая вилке.
Кстати, в качестве гравелов народ часто использует циклокроссовые велосипеды. Разница между ними, безусловно, есть. А раз так, то обратите внимание на Orbea Terra.

Резюме: гравийный велосипед идеален для начинающего велосипедиста, который еще не понял что ему от двухколесного транспорта вообще нужно. Единственный минус гравелов – высокая цена.

Вот мы и прошлись по основным направлениям. В действительности разновидностей велосипедов существует намного больше. Мы же здесь затронули наиболее обобщенные и распространенные варианты.
Конечно, если велосипед нужен сугубо для путешествий, то лучше туринга ничего не найти. Ведь у него рама и колеса усилены в соответствии с дополнительным весом вероятного багажа. Для очень быстрых поездок на шоссере существуют триатлонные и аэро велосипеды. Они стоят дорого и область их применения очень узка. Для техничных грунтовых трейлов обычный МТБ (кантрийник) уже не подойдет, тут нужно подбирать что-то более прочное. Для людей в возрасте есть городские велосипеды со специфической рамой, которая позволяет не поднимать ноги высоко садясь на  велосипед. Ну, и детские велосипеды – вообще отдельная тема, на которой, кстати, экономить нельзя.
В мастерскую приносят много детских велосипедов, качество изготовления которых оставляет желать лучшего. Понятно, что ребенок весит мало, нагрузки на оборудование небольшие… но почему бы не поставить на него нормальное оборудование, чтобы человек с молодых ногтей привыкал к нормальным тормозам, накату и трансмиссии. Зачем его насиловать полурабочим велосипедом?

Как велосипед подобрать под себя? Какие параметры учитывать?

Далее будем исходить из того, что с дисциплинарной принадлежностью вы определились. За ней следует подбор велосипеда в соответствии со своими физическими параметрами, где основной критерий – рост.
Любой велосипед всегда поставляется в разных размерах, которые отмечаются либо буквенным, либо цифровым образом. Для МТБ велосипедов наиболее часто применяются дюймы (17”, 19” и т.д.), для шоссейных сантиметры (53 см, 56 см и т.д.). Реже используются буквы, как на одежде (S, M, L), причем применительно, как к шоссейникам, так и к МТБ. Размерности эти вычисляются путем измерения высоты от центра оси кареточного узла, до верхней кромки подседельной трубы.
Полезным будет знать, что в зависимости от производителя один и тот же размер будет разным. То есть, 19” у Orbea, например, будет меньше, чем 19” у Specialized. Тут дело в том, что каждый производитель руководствуется своими представлениями среднестатистического человека. Кроме того, некоторые производители размерность отсчитывают не с 17”, а с 16”. Следующий у них 18”, за ним 20”. Испарился 19-й размер. Ему будет соответствовать, скорее всего, 20”.
Еще интереснее бывает, когда рядом стоит 19-я и 21-я рама разных производителей, и 19-я оказывается длиннее. Получается, что руководствоваться одним только параметром невозможно.
На помощь приходит эффективная длина верхней трубы (ЕТТ), измеряется на собранном велосипеде от центра оси рулевого стакана до центра подседельной трубы параллельно полу. Сравнивая этот показатель можно оценить размерность рам разных производителей, при условии, что они имеют “одинаковый” размер по подседельной трубе. Сложно? А это мы еще не коснулись других геометрических показателей, которые в настоящее время проникают на рынок, но пока пользуются популярностью у бывалых райдеров. Речь идет о параметрах Reach, Stack, StandOver и прочих.

Исходя из вновь приобретенных знаний напрашивается, пока неочевидный, вывод: подбор велосипеда по росту происходит по высоте подседельной трубы. Для более удобного размещения следует обратиться к параметру ЕТТ, он хорошо дополняет картину происходящего. Слишком горбитесь – ЕТТ побольше нужен, слишком растягиваетесь, ЕТТ должен быть меньше.
Не уверен, надо ли напоминать, что верхняя труба не должна упираться в промежность. Должен оставаться промежуток в несколько сантиметров, чтобы велосипед не стал травмообразующим предприятием.

И вынос руля.
Следует учитывать, что велосипед из магазина собирается под среднестатистического человека. Значит это, что вынос подбирается также среднестатистическим. Если рама вам подошла по росту, но на велосипеде вы слишком вытягиваетесь, то вынос в перспективе можно подобрать покороче. И наоборот, вынос можно подобрать подлиннее, если тело просит. Всё это к тому, что купив велосипед однажды, вам все равно придется дорабатывать его под себя по части посадки. Но это потом. Сначала велосипед купить надо.

Неочевидный физический параметр, который, тем не менее, для некоторых людей актуален – вес райдера. Если он на уровне до 130 кг, то среднестатистический велосипед будет работать вполне нормально. Больший вес требует дополнительных решений. Не все производители, но некоторые все же учитывают и этот аспект. Так на велосипедах с большими рамами можно обнаружить усиленные дисковые тормоза с роторами большего диаметра. Кроме того, высока вероятность, что колесо будет заспицовано другими спицами и на другом ободе.
Мне приходилось видеть не очень тучных людей, рост которых уходил за 2 метра, вес соответствующий. Тормоза были усилены, колеса заспицованы на толстых спицах и… не выдерживало седло, его рейлы беспощадно сгибались и деформировались. Сёдла человеку приходилось менять, как перчатки.

Дополнительные аксессуары

Ну, а как вы хотели?
Для того, чтобы велосипед был всегда был доступен для покатушек необходимо иметь некоторый велосипедный инструмент (мультитул) и насос для колес. Самый минимальный набор избавит вас от частых походов в веломастерскую. Полезно еще добрать комплект для латания камер и все время возить его с собой, заранее попробовав дома заклеить колесо собственными силами.
Крылья, багажники, флягодержатели, звонок – всё это придется добирать, так что и бюджет на покупку велосипеда должен учитывать и такие обстоятельства. Конечно, некоторые велосипеды хорошо укомплектованы и перечисленные аксессуары уже будут на борту, если повезет.

Наиболее важным элементом, который обязан быть на велосипеде, по моему глубокому убеждению – передний и задний фонарики. Оба должны светить так, чтобы их было очень хорошо видно не только ночью, но и днем. Поверьте, даже днем они делают вас на дороге заметнее. Водители автомобилей с такими велосипедистами на дороге обходятся вежливее.

Самый важный элемент, который обязан быть не на велосипеде, а на вас – шлем. Безопасность превыше всего. Помните, что любое транспортное средство, даже велосипед, является источником повышенной опасности, как для окружающих, так и для вас. Даже самое мелкое падение приятным не бывает, особенно, если при этом бьетесь головой. Перчатки, кстати, хорошо защищают руки.

Заключение

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной и вы прислушаетесь, как минимум, к последнему пункту, посвященному безопасности. Надеюсь еще и на то, что ваш первый велосипед ошибкой не будет.
Успешных покупок, приятных людей, гладких дорог!