Лыжи и легкая атлетика: Максимова 10
+7 (495) 648 6666
Велоспорт и триатлон: Маршала Новикова 7
+7 (495) 648 6666
  • Россия
  • Россия
  • Москва
  • Пермь

Виды горных (МТБ) велосипедов

Надеюсь, вы следите за нашим творчеством и уже знаете, что велосипеды делятся на два основных типа – шоссейные и горные или МТБ (Mountain Bike).
С первыми мы уже разобрались и насчитать их удалось аж 8 видов. Кажется, что это довольно много, но, ребята, с горными велосипедами всё намного сложнее.
Не будем разглагольствовать и сразу приступим к делу – расскажем какие есть виды горных велосипедов и для чего они нужны.

Классификация МТБ велосипедов по типу подвески

Ригидные

На фото Woodsie Bike Джона Финли Скота (Scott) построенный на базе рамы Schwinn World в 1953-м году.

Ригидные (Rigid - жесткий) горные велосипеды были первыми коммерчески-успешными и не имели подвески. Зато имели они вид похожий на современные гравийные велосипеды. Стоит заменить прямой руль ригидного МТБ на гнутый шоссейный и мы получим гравийный велосипед. Вот так все просто.
Ниже закрепим фото, где и показано такое творение Тома Ричи (Ritchey), фактически одного из главных идеологов МТБ движения.

Кстати, гравийные велосипеды можно отнести, как к шоссейникам, так и к МТБ и вы не ошибетесь. Первые гравелы выросли из шоссеров, а первые ригидные МТБ выросли из гравелов 80-х годов. Только модного этого названия они тогда не имели.

Другими словами – ригидный МТБ велосипед – это первый массовый МТБ велосипед.

Также его можно назвать базовой моделью, которая, тем не менее, в наши дни популярностью не пользуется.

Хардтейлы

Самым популярным видом МТБ и примером классификации велосипедов по типу подвески является хардтейл (анг. Hard Tail – жесткий хвост). “Жесткий хвост” – это дословный перевод, который полностью отражает суть этого велосипеда – у него нет заднего амортизатора, но есть передний.

Двухподвесы

С названием этого вида горных велосипедов, думаю, ни у кого вопросов возникать не будет, здесь всё предельно ясно. Они также располагаются в разных дисциплинах, где уместно применение заднего и переднего амортизаторов в паре. Рассуждать здесь о преимуществах или недостатках, которыми обладают двухподвесные велосипеды, мы не будем, просто даём сухой фактаж.

Найнеры

Найнеры не являются представителями какой-то отдельной дисциплины, они просто являются примером классификации горных велосипедов по диаметрам колес. Да, больше эти найнеры воткнуть было некуда, так что пусть тут полежат.
Практически на любой МТБ можно установить колеса диаметром 29” (если они туда влезут) и он станет называться Найнером.
Название происходит от английских слов Twenty Nine(er) или Two Nine(er) (твентинайнер - найнер), что означает, всего навсего, размер колеса в 29”. Довольно прозаично получается.

Существуют также колеса диаметром 26” и 27,5”(650В), однако отдельное название закрепилось именно за диаметром 29”.

Забавно получается, кстати, ведь своё развитие горные велосипеды с колёсами 29” и начинали. Потом произошел переход на 27,5”, а потом и на все 26”.
Склонялись райдеры к меньшему диаметру потому, что меньшие колеса попросту имели меньший вес и большую жесткость.

Классификация МТБ велосипедов по дисциплинам

Кланкеры

Кланкеры (Klunker) являются одной из эволюционных ступеней развития горных велосипедов начиная с 1950-х до 1990-х. За основу брался послевоенный дорожный велосипед и усиливался, если говорить о классике жанра.
Усиление рамы происходило путем вваривания в передний и задний треугольники (не всегда) дополнительных труб, которые придавали больше прочности и жесткости. Такое же усиление проходила вилка (не всегда), к её перьям приваривались дополнительные трубы. Получалось тяжело, но прочно.
Кланкерам ближе довольно агрессивные условия эксплуатации и чаще это про спуски с гор. В настоящее время они практически не встречаются, так как большой вес, отсутствие передач (не всегда), плохие тормоза (часто только педальные) и отсутствие вменяемой подвески вносят много ограничений. С другой стороны, современные модели есть и относятся они скорее к ностальгическим и нишевым, нежели к массовым.

Кросс-кантри хардтейл (Cross-Country, XC)

Кросс-кантри является наиболее массовой и даже народной дисциплиной (на фото ORBEA ALMA M-PRO).
Кантрийный велосипед всегда оборудован подвеской, однако в зависимости от модели он выполняется либо хардтейлом, либо двухподвесом. Хода подвесок при этом не будут превышать 120 мм, но и не будут менее 80 мм. Классикой жанра считается ход в 100 мм.
Хотелось бы сказать, что ход вилки или заднего амортизатора являются универсальным способом определения дисциплинарной принадлежности велосипеда, но это не так. Из года в год производители стараются предлагать рынку новые решения, которые должны продаваться. Продается же то, что отличается от предыдущей модели – меняют немного геометрию и ход подвески.

Если говорить о моделях более спортивных, то перемены здесь обуславливаются новыми исследованиями и спортивными успехами новых решений.
Именно так вернулись на рынок колеса 29-го диаметра, они просто стали завоевывать призовые места на соревнованиях объезжая 27,5 и 26 дюймов.

Трансмиссий для кросс-кантрийных велосипедов создано очень много, так как эти велосипеды, повторюсь, самые массовые. Если говорить о топовых моделях, то спереди это будет всего одна звезда, а сзади 12-13 звезд.
Велосипеды побюджетнее и помассовее комплектуются групсетами с двумя или тремя звездами спереди, а сзади устанавливаются кассеты от 7 до 11 звезд. Здесь получается такая зависимость – чем бюджетнее, тем меньше звезд на кассете и тем их больше спереди.

Диаметр колес на кросс-кантрийных велосипедах (как и на любых других) бывает и 26”, и 27,5” и 29”. Здесь нет жестких правил, всё упирается в рост райдера и его предпочтения. Хотя, конечно, 29-е, среди прочих, наиболее эффективные и современные. С другой стороны, они имеют меньшую жесткость и больший вес.

Вес кросс-кантрийного велосипеда является его визитной карточкой, гоночные варианты могут весит около 8 кг. Рама такой ракеты весит в пределах 800 граммов (топовые карбоновые варианты), вилка стремится покинуть отметку в 1500 граммов, то же самое делают колеса, покрышки ставятся бескамерно (так легче), все остальное оборудование также выполняется очень легким и из дорогостоящих материалов.

Массовость кросс-кантрийных велосипедов поражает своими масштабами. Как бы западные источники не пестрили рекордами о продажах гравийных велосипедов, первое место остается за кантрийниками. Практически любой веломагазин продает, по большей части, именно кантрийные велосипеды.
Они очень универсальны и их популярность обусловливает сравнительно низкую стоимость. И вот в этом месте надо сказать, что (очень) бюджетный кантрийник для начинающих райдеров это далеко не спортивный снаряд, а скорее прогулочное средство. Такой велосипед покорит любые тротуары и тропинки городских парков, но для более-менее серьезных соревнований не подойдет.

Профессиональный кросс-кантрийный велосипед предназначен для быстрого движения по пересеченной местности без трамплинов. То есть, прыжки кантрийник переживает плохо.

Велосипеды среднего уровня с легкостью покатают владельца и на работу в формате каждого дня и на соревнованиях позволят выступить вполне себе достойно, и в дальнее путешествие свозят.

Что касается ходовых характеристик, то кантрийный велосипед покорит любые горы, если говорить про апхилл. Благодарить за это стоит широкий диапазон передач, небольшой вес и небольшие хода подвески.

Кросс-кантри двухподвесный (Cross-Country, XC)

Двухподвесные кантри встречаются реже (на фото ORBEA OIZ H 20), стоят дороже, весят больше, но позволяют расширить диапазон доступных дорог. Бытует мнение, что они медленнее и отчасти это так. Если говорить о движении по прямой без видимых препятствий, то двухподвес не угонится за хардтейлом. Дело в том, что часть энергии райдера при педалировании неизбежно будет уходить в раскачку подвески.

Да, рынок полон решений передней и задней подвесок с блокировками, но их использование в условиях гонки не всегда возможно в силу разных причин. Впрочем, даже заблокированная задняя подвеска всё равно имеет меньшую жесткость заднего треугольника в сравнении с хардтейлом, что неизбежно рассеивает энергию райдера при активном вкручивании.
Если же говорить о движении по сильно пересеченной местности, то подвес будет быстрее и будет меньше выматывать своего наездника, так как и вибраций в раме окажется меньше. Кроме того, подрессоренное заднее колесо означает больше зацепа на техничных участках дороги с грунтовым покрытием.
Получается, что где заднее колесо хардтейла будет подскакивать и проводить время в воздухе будучи неуправляемым, заднее колесо подвеса будет сохранять контакт с поверхностью. В этом смысле подвес намного более управляемый.

Кстати, про управляемость. Сравнение кантрийного велосипеда с шоссейным вас сильно удивит по части управляемости, а значит и по геометрии. Дело в том, что чем агрессивнее дисциплина, тем более расслабленная геометрия у велосипеда.
Руль шоссейника очень нервный и маневренный. Любая неровность дороги тут же бъет по рукам пытаясь вырвать руль из рук. Горный велосипед сделан так, чтобы ехать очень прямо независимо от неровностей поверхности. То есть, курсовая устойчивость у него намного больше выражена. Достигается такой эффект уменьшением угла наклона рулевой трубы, что выносит переднее колесо подальше вперед. Есть еще множество других геометрических параметров, которые влияют на ходовые характеристики велосипеда, но в рамках этой статьи их раскрыть невозможно. Поэтому остановимся уже на том, что есть.

В качестве заключения к описанию кросс-кантрийному велосипеда хочется сказать, что рамы и вилки для этой дисциплины зачастую производителями подписываются, как XC. То есть, компании заранее предупреждают, что агрессивное катание данному велосипеду противопоказано, показаны только лайтовые грунты без дропов и трамплинов.

Фэтбайк (Fat Bike)

Много о фетбайке рассказывать не придется. По своей сути это тот же кантрийник с очень жирными колесами. Они позволяют передвигаться по грунтам с низкой несущей способностью – песок, снег, болотистая местность. Жаль, но фэтбайки довольно медлительны, тяжелы, а маневренность их стремится к нулю.

Трейл (Trail)

Следующий по “росту” за кантрийником следует трейловый велосипед (на фото ORBEA OCCAM M30) (да, вот так взял и обесценил фэтбайк). От своего товарища он отличается подготовкой для более агрессивного катания. Хода подвесок при этом прирастают по 10-20 мм спереди и сзади и устанавливаются на отметках 120-130 мм. Пусть вам не кажется, что это мало. Поверьте, трейловые велосипеды могут позволить себе очень много, в том числе и прыжки с мягким приземлением. И, да, трейлы, в подавляющем большинстве, выполняются в формате двухподвесов. Вариации с хардтейлом встречаются, но это скорее исключение из правил (на фото ниже ORBEA LAUFEY H30).

Трансмиссия трейла может быть абсолютно кантрийной и это вполне даже законно. Геометрия более расслабленная, чтобы предоставить райдеру ещё больше курсовой устойчивости. То есть, переднее колесо выдвинуто вперед еще дальше.

Пару лет назад трейлы от кантри отличались наличием дропперпостов – это телескопические подседельные штыри. Они регулируются в движении и позволяют сделать седло ниже на спусках и поднять его повыше на апхиллах. Останавливаться райдеру при этом не требуется, достаточно нажать рычаг на специальной манетке на руле.

В настоящее же время дропперпосты не ставят только на шоссейники, а на кантрийники и даже гравелы – очень даже ставят.

Вес трейлов по определению больше. Здесь и в подвесках ходов больше и рама для этого требуется крепче. Колеса не исключение. Так что, вверх он ездит менее охотно, если сравнивать с кантри, но вполне еще бодро.

Эндуро (Enduro)

Следующая ступень развития означает увеличение хода подвесок до 150 мм и более расслабленный угол наклона рулевого стакана (на фото ORBEA RALLON M10). Рама на эндуро еще крепче и… предназначен он, разумеется, для более агрессивного катания.

Делать апхиллы на нем больнее, но еще вполне реально, больше он любит движение вниз по подготовленной трассе.

Здесь уже уместно сказать слово и о тормозах. Увеличение нагрузок требует больших тормозных мощностей. До определенного момента штатная дисковая гидравлическая система на роторах 160 мм справляется.
При росте нагрузок (вес велосипеда, райдера, скорость и условия движения) увеличивается необходимая мощность и способность тормозной системы отводить большое количество тепла. Так на помощь приходят роторы диаметром 180 и 203 мм. Основное тормозное усилие развивается на переднем колесе, вот на него больший ротор обычно и устанавливается.
Тормозные калиперы при этом комплектуются специальными тормозными колодками, которые имеют довольно массивный радиатор для дополнительного охлаждения системы. Охлаждение играет важную роль, так как при перегреве ротора или колодок эффективность системы снижается и дальнейшее движение становится просто небезопасным.

Влияет перегрев и на тормозную жидкость, она начинает закипать, а значит испаряться. Испарения эти создают пузырьки газа внутри замкнутой гидравлической системы и при нажатии ручки тормоза колодки будут плохо прижиматься к ротору. Происходит так потому, что в первую очередь сжиматься будут эти самые пузырьки газа вместо жидкости. Жидкость несжимаема, а газ очень даже сжимаем. Когда ручка на руле будет нажата уже до упора пузыри газа будут еще, вполне вероятно, сжаты не до конца и эффективность торможения снизится до нуля.

Поршней в обычном тормозе всего два, по одному с каждой стороны ротора. В более мощных тормозных системах используется четыре поршня на один калипер. То есть, по два поршня приходится на каждую сторону ротора.

На эндуро велосипеде четырехпоршневая тормозная система с роторами 180-203 мм лишней не будет. Большая скорость на спуске требует радикальных решений. К тому же, спуск длится довольно продолжительное время, а значит необходим запас по останавливающей мощности, чтобы преждевременно не перегреть тормоза.
Установка такой мощной и дорогостоящей системы на кантрийник, например, не нужна, так как велосипед будет обладать избыточной останавливающей мощностью. То есть, легкое прикосновение к рычагу тормоза будет блокировать колеса и модуляция тормозной мощности будет практически невозможна. 

Олмаунтин (Allmountain, AM)

В отличие от трёх предыдущих дисциплин, эта не является продолжением оных. Если говорить о подвеске, то АМ охватывает диапазон от 120 до 160 мм (на фото BMC Speedfox SF02). Однако кому-то в какой-то момент это показалось слишком широким диапазоном и на свет появились трейл и эндуро.

Фрирайд (Freeride) / Даунхил (DownHill)

Апхилить на фрирайде/даунхиле – себя не любить. Велосипед из этой дисциплины тяжелый, прочный и переваривает практически любые нагрузки. Прыгать на нем можно как и куда угодно – он даже не пискнет. Задний амортизатор и передняя вилка обустроены ходом до 200 мм, подвеска очень энергоемкая. Вилка, кстати, нередко на фрирайдах/даунхилах встречается двухкоронная (как на фото). От обычной она отличается наличием второй короны (внезапно), увеличенным весом и невероятной прочностью.
Трансмиссия для такого велосипеда упрощенная, там уже не требуется 13 передач и причина не в экономии веса. Дело в том, что фрирайд/даунхил это движение вниз по горе по неподготовленным или подготовленным участкам. Движение вверх на нем очень болезненное из-за большого веса и емкой подвески, так что вполне хватает семи передач сзади и одной звезды спереди. Правда, правило “чем меньше звезд сзади, тем бюджетнее велосипед” тут не работает.
Тормоза здесь применяются самые мощные, что уже и так понятно.
Геометрия еще более расслабленная, чтобы дать еще больше курсовой устойчивости. Другими словами, переднее колесо выдвинуто вперед ооочень далеко.

Различия между фрирайдом и дайнхилом практически отсутствуют. Большинство производителей концентрируются вокруг дайнхила, предпочитая оставить термин фрирайд в прошлом.

Дёрт (Dirt Jump) / Стрит (Street)

Дисциплины эти про прыжки и акробатические трюки в этих прыжках. Трансмиссия, в этом случае, с одной звездой спереди и сзади вполне справляется. Вилка есть, она настроена достаточно жестко, чтобы выдерживать приземления, часто используется ригидная. Рама выполняется очень низкой, седло присутствует номинально, так как в движении не используется. Колеса применяются диаметром 24-26”.

Отличие Dirt от Street такое же, как Freeride от Downhill, то есть весьма условное. Впрочем, дёрту ближе прыжки на грунтах, стрит предназначен для трюков и прыжков в условиях городских улиц.

Слоупстайл (Slopestyle)

Трюковые велосипеды, которые встречаются в модификации хардтейл или двухподвес. Они предназначены для трюков в воздухе. Очень пересекаются по своей сути с Dirt Jump, что и следует из их внешнего вида.

Триал (Trial)

Здесь все то же самое, что и в стрит, только размер велосипеда еще меньше (колеса 20”) и рама выглядит совсем необычно. Трансмиссия такая же, как и в стрит велосипедах – синглспид.

BMX (Bicycle MotoX, где X - сокращение слова Cross)

Еще одна разновидность трюковых велосипедов (на фото ORBEA RUDE 20), которая зачастую не предусматривает даже наличие тормозов. Трансмиссия синглспид. Вес некоторых моделей BMX, несмотря на их скромный размер и колеса 20” порой уходит далеко за 10 кг. Всё дело в том, что трюковая техника требует высокой прочности компонентов.
Разборка, например, втулки любого трюкового велосипеда сильно удивит рядового велосипедиста. Подшипники, например, используются в несколько раз массивнее привычных кантрийных, что прямо говорит о способности справиться с большими нагрузками.

Электровелосипеды

Отнести электровелосипеды к какой-то отдельной дисциплине невозможно (на фото ORBEA RISE M20). На электротягу переводят кросс-кантрийники, трейлы и эндуро, так что областей применения у них довольно много. Просто знайте, что МТБ электровелосипеды существуют. Для них производители проектируют специальные усиленные трансмиссии, тормоза, рамы и вилки. Это направление МТБ велосипедов сейчас активно развивается, каждый крупный производитель велосипедов уже выпустил хотя бы один электробайк. Самые новые модели, такие как Orbea Rise или Specialized Levo SL весят почти как обычные байки, ниша активно развивается.

Кстати, наша компания ежегодно проводит серию кросс-кантрийных веломарафонов под общим названием Tri Niti Cup. Серия состоит из трех гонок: Marzocchi Cup, Orbea Cup и Wilier Trophy Cup, в том числе проводятся отдельные заезды для детей от 2 до 16 лет. Регистрация на гонки 2021 года уже открыта, ознакомиться с правилами, регламентом и записаться на участие можно по ссылке: http://cup.marzocchi.ru/registratsiya/