Лыжи и легкая атлетика: Максимова 10
+7 (495) 648 6666
Велоспорт и триатлон: Маршала Новикова 7
+7 (495) 648 6666
  • Россия
  • Россия
  • Москва
  • Пермь

Обзор Orbea Occam - Лёгкий, Быстрый и Задорный Трейлбайк.

В то время как Orbea Rallon закрывает нишу гоночного эндуро, а Oiz с задором рассекает по современным кантрийным трассам, настала очередь обновить и трейловый байк - Occam. Ранее Orbea предлагали два варианта: Occam TR, 130мм найнер с акцентом на эффективность педалирования и накат больших колёс, и Occam AM с ходом 150мм на 27.5" колёсах для большей манёвренности. Однако оказалось, что многие райдеры предпочитали версию 27.5" только из-за большего хода, но не из-за размера колёс.

Особенности Occam M10

  • Предназначение: трейл
  • Размер колёс: 29"
  • Ход подвески: 140мм
  • Материал рамы: карбон
  • Угол рулевой: 66°
  • Длина перьев: 440мм
  • Вес рамы (с амортизатором): 2720г
  • Задняя втулка: 12 x 148мм
  • Размеры: S-XL
  • Пожизненная гарантия на раму
  • Цена: 247320р(H30) - 784570р (M-LTD)
  • Цвета: небесно голубой / оранжевый, мышино серый / графит металлик, кастомные на заказ

После двух лет испытаний различных алюминиевых прототипов, доводки геометрии, кинематики подвески и жёсткости шасси, а так же серьёзно погоняв байк в своей собственной тестовой лаборатории, Orbea представили заметно переработанную версию Occam к 2020-му году, собрав в одной модели лучшее от обоих миров: 29" колёса, 140мм хода подвески с вилками 140/150мм и обновлённую геометрию.

Так как главный завод Orbea для производства топовых моделей расположен в Мальявии, Стране Басков, а второй в Португалии, то и все отделы по разработке, контролю качества, тестированию, покраске и производству байков у них расположены "дома". Это позволяет им намного более пристально отслеживать каждый шаг производства, а также даёт возможность предлагать программу окраски байков на заказ для многих моделей без повышения цены, но об этом чуть позже.

Особенности Рамы

Полностью переработанная рама изготовлена по монококовой технологии OMR, что означает "Гоночный Монокок Orbea", в которой сочетается высокомодульное и высокопрочное углеволокно для достижения оптимального соотношения веса к прочности. Это позволило добиться веса в 2300г для рамы средней ростовки без амортизатора. На свои алюминиевые и карбоновые рамы Orbea дают пожизненную гарантию при надлежащем использовании.

Инженеры Orbea смогли снизить вес и заметно упростить конструкцию, применив систему смены подшипников без использования инструментов. Весь задний узел попросту удерживается осью колеса, сняв её, вы легко сможете заменить петух или подшипники Enduro MAX. Очень удобная фишка: в случае чего можно будет легко заменить повреждённый петух прямо на трейлах, если, конечно, вы возите с собой запасной.

Верхний линк крепится на массивную ось со шлицами, как на шатунах. По словам Orbea, это позволило достичь жёсткости узла, которая была бы невозможна с карбоновым линком. Для затяжки болтового соединения требуется специальный инструмент, похожий на ключ с барашком, который заодно выполняет роль указателя сэга.

Перекладина между нижней и подседельной трубами берёт на себя нагрузки от подвески и усиливает передний треугольник, а её ассиметричный дизайн позволил разместить флягу, хотя для этого пришлось сдвинуть крепления флягодержателя на 10мм влево. Orbea решили сделать доступ к фляге именно с левой стороны, чтобы вы могли продолжать контролировать скорость задним тормозом, если вы, конечно, не меняете тормоза местами.

Дополнительная перекладина снижает нагрузку на передний треугольник рамы

Нашлось место и для фляги, доступ к ней открыт с левой стороны

Внутри спрятались подшипники Enduro MAX

Верхний линк крепится на ось со шлицами, как на шатунах

Кинематика подвески также была доработана. В старой версии Orbea заметили, что на низких давлениях с низкой рычажностью трение и залипания в амортизаторе могут проявляться на 10-20% сильнее, и, чтобы добиться более высокой чувствительности, распределение рычажности по ходу подвески было изменено с 2.66:1 в начале к 2.85:1 в конце на более прогрессивное с 3.14:1 в начале к 2.4:1 в конце на новой модели.

Антискват также был увеличен на 7% для повышения эффективности педалирования и лучшей работы с большими кассетами на 50-51 зубов, а антирайз (брейкскват) был значительно уменьшен для снижения влияния тормозных усилий на работу подвески.

Амортизатором для нового Occam M10 Orbea выбрали Fox DPX2 и провели немало времени с Fox, тестируя различные варианты настроек демпфирования сжатия и отскока. В изначальной конфигурации амортизатор поставляется с установленным спейсером в воздушной камере на 0.2 кубических дюйма, но в комплекте также идёт большой спейсер на 0.4", который позволит увеличить прогрессию подвески. Вы также можете убрать стоковый спейсер на 0.2" из воздушной камеры для более линейной работы, что даёт вам в сумме 3 варианта настройки прогресси на выбор. Ну а если захотите ещё больше увеличить прогрессию, то спейсеры большего объёма можно приобрести отдельно.

Завершают список особенностей рамы резьбовая каретка, защитный щиток на нижней трубе, длинная, практически в всю длину, защита пера с возвышающимися рёбрышками, устраняющая шум от лязга цепи, полностью внутренняя проводка кабелей с направляющими трубками, крепления для дисковых тормозов PM180 и надёжные подшипники Enduro LLU MAX в подвеске.

Помимо флагманских карбоновых рам, новый Occam доступен также и в алюминиевой версии. Благодаря сочетанию гидроформованных труб и полированных сварных швов, алюминиевая версия выглядит на удивление похоже на карбоновую. Также Orbea говорят, что приятным побочным эффектом полировки швов является повышенная усталостная прочность рам.

Сзади шарнир подвески совмещён с осью колеса

Крепление заднего тормоза PM180

Аккуратная направляющая цепи на основном шарнире

Возвышающиеся рёбрышки на защите пера для снижения шума лязгающей цепи

Геометрия

Четыре размера (S, M, L, XL) рассчитаны на райдеров ростом от 150-160см (S) вплоть до 180-198см (XL).

По сравнению с предыдущей версией Occam, угол рулевой для варианта со 140мм вилкой изменился с 67.5 до 66 градусов, а угол подседельной трубы с 74 до 77 "во имя крутоты". Рич в размере M вырос с 431 до 450мм, а стендовер снизился с 743 до 736мм. Чтобы разместить райдера чуть более по центру байка, перья были удлинены с 435 до 440мм.

Углы рулевой и подседельной труб комплектаций с вилкой 150мм соответственно уменьшаются на пол градуса. Обе вилки, кстати, Orbea ставит с коротким оффсетом 44мм. Более короткие подседельные трубы позволили поставлять все размеры байков со 150мм регулируемыми подседельными штырями, но при этом у вас есть возможность заказать апгрейд на 170мм штырь.

Спецификации

Доступно четыре карбоновых версии:

Occam M30 с трансмиссией SLX/XT и M30 Eagle с группой NX Eagle за 402 480 рублей, M10 с полной 12 скоростной трансмиссией XT и вилкой Fox 34 Factory за 516 050 рублей и Occam M-LTD с полным набором XTR, карбоновыми колёсами и вилкой Fox 36 Factory за 784 570 рублей. Топовая версия M-LTD предположительно должна весить в сборе всего 11.8кг (без педалей).

И хотя это вполне конкурентные цены за карбон, алюминиевые версии позволят вам вступить в игру уже за 247 320 рублей за версию H30 с вилкой Marzocchi Z2 и регулируемым подседелом. Версии H20 с вилкой Fox 34 и трансмиссией SLX/XT и H20 Eagle NX с 12 скоростной трансмиссией NX обе стоят по 312 120 рублей. Топовая алюминиевая версия H10 с полной группой XT обойдётся вам в 374 970 рублей.

Алюминиевую версию с полированными швами легко спутать с карбоновой

Выбирайте любое сочетание цветов

Программа кастомизации MyO

Для каждой из версий карбоновых и алюминиевых моделей доступно два цвета на выбор. Одна из окрасок карбоновых версий тёмно серая, а вторая оммаж на шикарные светло-голубые с оранжевым гоночные Gulf Porsche 917, за них и умереть можно.

Однако для всех моделей доступна программа кастомизации MyOrbea, в рамках которой покупатели могут заказать покраску на выбор из 22 основных и 22 дополнительных цветов, а также различные цвета декалей и даже возможность нанесения своей надписи, и всё это без дополнительной переплаты.

Более того, также доступны варианты апгрейдов определённых компонентов: покрышек, колёс, сёдел, подседельных штырей, выносов, тормозов и даже амортизаторов и вилок. Например, если вы решите заказать байк с вилкой не Fox FIT4 34, а с вилкой Fox 36 с демпфером GRIP2 и на 10мм большим ходом, то цена байка поднимется примерно на 15000 рублей.

Orbea работают с дилерскими сетями в США и большинстве стран Европы, а также с импортёрами в остальных странах Европы, Южной Америки, Азии и Океании. В России Orbea официально представляет магазин Ювента Спорт и если вы захотите приобрести байк с кастомными цветовыми решениями или апгрейдами компонентов, то сможете легко выбрать конфигурацию на сайте Orbea и заказывать байк, мы увидим его и свяжемся с вами для уточнения всех деталей.

Впечатления от катания

Двух дней катания недостаточно, чтобы написать полный обзор, но за время, которое я провёл в седле Occam на трейлах Испании я успел составить отчётливые первые впечатления о качествах этого байка. И парочку из них я готов отметить прямо сразу.

Начнём с геометрии, новый Occam - это отличный пример нового поколения байков с цифрами углов, от которых ещё пару лет назад могла закружиться голова. Крутой угол подседельной трубы 77 градусов позволяет мне - если даже не вынуждает - выбирать байк на размер больше, чем обычно. Если я, например, хочу катать с привычным 35мм выносом, то из-за более короткой верхней трубы я буду слишком стеснён сидя в седле. Но увеличенная стабильность большего байка вселяет уверенность и ничто не сравнится с эффективностью педалирования в гору, которую даёт более вертикальный угол подседельной трубы. И не сказать при этом, что стало сильно сложнее выдёргивать передок с медленных дропов и каменных выступов.

Наши тестовые байки M10 с трансмиссией и тормозами Shimano XT последней серии изначально были укомплектованы вилками побольше, 150мм Fox 36 GRIP2. И хотя на второй день было предложено заменить их на вилки Fox 34 с меньшим ходом, на это согласился только один человек из нашей группы. Просто байк казался слишком хорошо сбалансированным, чтобы что-то в нём менять. Заваленная на пол градуса геометрия не была лишней, когда мы наваливали вниз по каменным плитам или отпускались на трейлах, позволяя большим колёсам набрать скорость, да и чуть более пологий угол подседельной трубы 76.5 градусов не сильно повлиял на удаль, с которой Occam способен карабкаться вверх.

Кстати о подъёмах, новый Occam - великолепный горняк. Даже когда вы вкручиваете в затяжные и безумно крутые уклоны, передок уверенно остаётся прижатым к земле, а заднее колесо злобно вгрызается в грунт. И хотя меня обычно несколько раздражает медленный разгон 29" колёс, по сравнению с 27.5", то, как бодро Occam едет вперёд, меня впечатлило. Не могу точно сказать, что на это повлияло больше всего, дизайн самого байка, колёса или накатистая задняя покрышка Maxxis Recon, скорее всего комбинация всех этих факторов, но мне очень понравился этот найнер, без каких-либо оговорок.

Новый Occam - очень способный горняк

Сначала я покатался со стоковым 0.2" спейсером в воздушной камере амортизатора, но уже через пару заездов поставил увеличенный, чтобы добавить прогрессии и не пробиваться на жёстких приземлениях трамплинов и дропов среднего размера. Такая конфигурация дала очень сбалансированные ощущения для большинства ситуаций и чем больше я катал, тем более грамотной мне казалась подвеска, даже на жёстких каменных секциях она оставалась собранной. Конечно, порой 140мм хода могло и не хватать, но было интересно посмотреть, как далеко этот среднеходный байк может залезть на территорию эндуро. К тому же, благодаря низкой каретке и невысокому стеку, Occam нарезал повороты, как одержимый.

Что довольно странно, как мне показалось, если полностью открыть демпфирование низкоскоростного сжатия на DPX2, то это положительно сказывалось и на проглатывании резких высокоскоростных ударов, помогая избегать пиковых нагрузок, но мне потребуется ещё покатать на байке, чтобы изучить этот вопрос повнимательнее.

Выхватывать флягу с левой стороны оказалось не такой проблемой, как я изначально предполагал. Подседельные штыри Orbea делает сама и по первым впечатлениям работают они уверенно, плавно и без залипаний. Ну и от себя замечу, что возможность заказать кастомную расцветку - это невероятно круто, мечта дизайнера, взять какое-нибудь сумасшедшее или наоборот очень деликатное сочетание цветов и сделать свой байк уникальным.

Столько похвалы в сторону этого байка возможно ставят под вопрос мою объективность, но я, честно говоря, даже не знаю, что могло бы меня смутить в новом Occam. Если покопаться, то мне не очень понравилось седло и на удивление взбесили грипсы Race Face на длительных покатушках, но это мелкие придирки. Что правда, я кажется немного влюбился этот в среднеходный найнер, а ведь не думал, что когда-нибудь подобное скажу.

Автор: Ральф Хаузер
Фото: Жереми Реулье
Источник: pinkbike.com >