Контакты Экипировочный и сервис центр
Все для профессионалов

Orbea Rallon R3 – лёгкий эфиопский танк



   

Знакомьтесь: ORBEA RALLON R3. Этот сетап создан на базе самой младшей комплектации – Rallon 50. Почему лёгкий – очевидно: АМ-велосипед в весовой категории около 13 кг – достаточно легко. С эфиопским тоже несложно: Эфиоп – моё клубное прозвище, ник. А уж танк – совсем просто. И грязи не боится. Поэтому и фотосессия – в естественной пока среде обитания, в непричесанном виде. Почему пока? Строго говоря, для езды по ромашковской трассе хардтейла достаточно «за глаза».
 

Для любимых покатушек вверх-вниз в горах
 


  

… 100-120 мм хода подвесок также достаточно.
 

Строго говоря, изначально предполагался к покупке ORBEA OCCAM, да ещё и прошлого сезона – стоимость была бы куда гуманнее.

К тому же опыт езды на не самом лёгком, по кантрийным меркам, подвесе, со специфически-сидячей посадкой у меня уже был.

Тогда зачем?! Ответ прост: Cherchez la femme! Моя лучшая половина весьма неодобрительно относится к кросскантри, предпочитая ездить вверх на подъёмнике, а вниз – с 200 мм хода. Я рассудил, что большую часть того, что она катает на 200 мм, я проеду и на 150, а вверх, при угле рулевой 68°, современной подвеске с блокировкой вилки и платформенными демпферами, с божьей помощью, всяко, заберусь. Во всяком случае, в рамках ТЗ для темы эндуро-оллмаунтин.

 

Итак, что же осталось от базовой комплектации:

- рама ORBEA RALLON;

- задний амортизатор FOX RP23 XV;

- вилка FOX 32 FRL 150 QR15 TAPER;

- рулевая FSA GRAVITY 1 ½-1 ⅛;

- тормоза FORMULA RX;

- колёса MAVIC CROSSRIDE BLACK;

- кассета SHIMANO HG80 11-34 9S;

- подседельный штырь ORBEA OC-II;
 

 

Изменения, прежде всего, коснулись трансмиссии 
 

 
 

Передний

 


 

… и задний переключатели SRAM X9, цепь SRAM PC-991.

 

  
  

Шифтеры SRAM X7, причём года, наверное, ’09 – к сожалению, только на них остались такие удобные индикаторы.
 

 

Вообще, переключение от SRAM использую уже много лет. Практических соображений тут ровно два:

- мне удобно работать только большими пальцами, не размыкая хватки рук на руле;

- точное, жёсткое включение передач в грязи и под нагрузкой.
 

 

Честно говоря, систему я бы предпочёл RaceFace Atlas AM (да, вот такой эстет) с шестерёнками Turbine, но нужной длины шатунов (170 для моих коротких ног) и цвета не было. А ежели всерьёз, то цена вопроса развеяла сомнения. Что получилось: достаточно удобный набор из двух стальных шестерён (22Т/36Т), рокринг (откровенно страшный, но вполне рабочий) в комплекте. Дополнительным бонусом версии M665, в отличие от кантрийной M660, являются стальные футорки в местах вкручивания педалей – хорошо видно на фото с передним переключателем. Раз уж речь об этом фото – там же хорошо видны педали Crank Brothers Candy 3. Педалями именно этой марки также пользуюсь давно. К топталкам не готов морально. Брать злые DH платформы Mallet, рассчитывая в основном на эндуро, не захотел. Практика покажет.

 

Эргономика

 


 

Роскошный, шириною аж в 725 мм руль RaceFace Atlas AM Low Riser
 

  

… и одноимённый вынос длиной 50 мм.

 

Седло Fi’zi:k Aliante Gamma XM – штука предельно интимная. Из-за короткого выноса и отсутствия ситбэка на подседельном штыре, вынужден был сместить седло максимально назад. В будущем надеюсь поставить штырь с изменяемым вылетом.

 


 

По поводу ширины руля есть масса мнений. Стоковый мне откровенно не понравился. Да и все тестеры сходились во мнении, что он узок и неудобен. Габарит этого пока не напрягает. В узостях, куда не страшно лезть, проходит. Рулёжка наклоном-«подламыванием» велосипеда великолепна. Самое любопытное, что от нового кантрийного 660 мм у меня болит локоть. От этого – нет.


 

Архитектура

 

Цифры для моей ростовки S:

ETT – 569 мм; База – 1098 мм;

Задние перья – 425 мм;

Рулевая – 68°;

Подседельная – 73°;

 


 
 

Достаточно стандартный на сегодняшний день вид с полноценным передним треугольником, заниженной верхней трубой и подкосом между ней и подседельной. Трапециевидные гидроформинговые трубы с умеренными «сладострастными изгибами», достаточными, дабы не наваривать лишнего на стыки труб. Коническая рулевая… Её роль в обеспечении жёсткости мне пока предстоит узнать. Пока что вопросов на сей счёт не возникало. Форма переднего треугольника такова, что зазора в стендовере всегда достаточно. Единственное, подседельный штырь, похоже, придётся опиливать – при попытке опустить седло штырь упирается.  

 

Подвеска

 


 

По всем канонам это классическая однорычажка

 


 

… с верхним расположением шарнира. Осмелюсь предположить, что из двух элементов: λ-линка и амортизатора FOX RP23 XV, последний будет куда более важной деталью. Хотя инженеры и менеджеры ORBEA подают расчёт кинематики подвески как некий прорыв. Не берусь ставить окончательных точек над i, но работой заднего треугольника пока доволен чрезвычайно. Раскачка не беспокоит в принципе, а до скоростей, когда теоретически возможен Pedal Kick, я пока не разгонялся. Тоже и с пробоем на приземлении – обо всём этом надеюсь поведать по возвращении с гор.

Дропауты сменные, на винтах. Сколь я понял, есть возможность поставить крепёж под ось с гайкой. Запасных, ввиду того, что велосипед взят из образцов, не было. Пока проблему вижу в том, что петух интегрирован с правым дропаутом. Боюсь, ближайшая поездка в горы будет без права на ошибку.

 


 

Вилка FOX 32 FRL 150 QR15 TAPER. Новомодного картриджа FIT нет – и, на мой вкус, не надо. Имея привычку качать вилку плотно, отработка мелочи – не самая сильная её сторона. Как поведёт себя сочетание оси на 15 и конического штока в горах – покажет опыт. Пока что проезд через поваленные берёзы диаметром около 15 см вопросов не вызывает. Въезд с разгона в поворот в глиняной луже – как бритвой. Во многом, благодаря покрышкам Michelin Wild Grip’r 2/25”. Стоковые HUTCHINSSON COUGAR ждут нового владельца. За литр кваса отдам.

Регулировок RL (Rebound & Lock Out) мне хватает «за глаза» – проверено. Блокировка – реально нужная штука, особенно – на затяжных подъёмах. Пока, в отличие от той, что стоит на хардтейле (‘2009) не поскрипывает. Манетку регулировки бы на руль… По первым ощущениям с трассы в Ромашково, по регулировке хода TALAS (вкупе с её же надёжностью) скучать не приходится. Угол рулевой – как у того же хардтейла.

 


Нижняя проводка тросов вызывает массу вопросов.


 

Бонки под верхней трубой – похоже на альтернативу, но резьб я не обнаружил…

 


 

Сплошная рубашка к заднему переключателю в сочетании с механикой SRAM – безусловно, хорошо. Мощности возвратной пружины Shimano, по моему опыту, при такой компоновке для нормальной работы не хватает. Однако, петля, образуемая из-за работы подвески, напрягает. Не говоря об открытой проводке к переднему переключателю.

 


 

Откровенно стрёмная, на мой взгляд, проводка гидролинии. Кстати, прижимные скобы под рамой её также несколько деформируют. Посмотрим…

 

Пока материал готовился к публикации, коллега Артём aka Спец Ачкасов выложил отличный репортаж про французский велосипедный премиум Lapierre. Обратите внимание на деталировку: шарниры, проводку тросов, гидролиний… Одна технологическая школа? Евростандарт? Или один сборочный завод?

Отделка и тщательный расчёт моментов затяжки шарниров подвески порадовали известного тестера James Huang. Я пока не выяснил, какие типы подшипников там применены… И не хочу этого знать как можно дольше.

Колёса Mavic Crossride QR15 благодаря вставной оси весят «всего» 1850 граммов, вместо 1900 в стандарте. Особого восторга не вызывают. Это касается и веса, и жёсткости, и прочности, и качества работы эксцентриков. Разумеется, это брэндовый продукт – красивый, катящий, качественно сделанный… Но, всё же – младший в линейке. По опыту поездок в горы, на камни и колючки, хочется:
  - классических спиц комплектом в 32 шт. – для большей жёсткости и ремонтопригодности;
  - UST-ободов, для установки True Tubeless шин.


Впрочем, искренне надеюсь, что заезд в байк-парк Mariborsko Pohorje этот вилсет, включая отличные трейловые покрышки Michelin Wild Grip’r 2,25”, переживёт. Потом верну кредит за велосипед, а далее уже буду думать об апгрэйдах.

 

Первые опыты езды

 


 

Про руль, позволяющий заваливать велосипед в крен, уменьшая радиус поворота, уже написал. Вообще, невзирая на компактные размеры, ощущение, что длина по базе, по сравнению с моим кантрийным хардтейлом, несколько выросла. Но всё совсем не так!

ETT – 569 против 610 мм – RALLON короче;

База – 1098 против 1102 мм – RALLON короче;

Задние перья – 425 против 417 мм – RALLON короче;

Рулевая 68° – одинаково;  

 

Однако, факты:

- езда «без рук» стала абсолютно элементарным упражнением – Kona Kula на это «не согласна»;

- в медленных поворотах радиус увеличился.

Возможно, это связано с вертикальной, более короткой посадкой, иным расположением ЦМ. При езде против ветра, очевидно, это не плюс. На закрытой от ветра кантрийной трассе, с чередованием спусков, подъёмов и поворотов скорость, особенно – безопасная на неровных спусках – выросла. Подвеска глотает удары рельефа и не раскачивается. К кручению «двойника» 22Т/36Т адаптировался быстро. 22 зуба на нашем рельефе включал пару раз, занимаясь фотосъёмкой и инструктажем, при необходимости стартовать с середины подъёма. Интуитивно, для Москвы кажется оптимальным комплект примерно 26Т/38Т в сочетании с кассетой 11-34Т. Впрочем, горы покажут.

Рукоятки тормозов FORMULA RX поменялись с шифтерами местами – эргономика тормозных рукояток явно «заточена» под работу указательными пальцами, а при стандартной установке пальцы ложатся на выпуклю часть рычагов. Вообще, признаться, расстояние, на которое отнесены от руля основания тормозных ручек, несколько пугает с непривычки. Будем надеяться, что мощность тормозных машинок радиального типа окажется достаточной. Пока что хватает с избытком.

Что ж, всё, что можно попробовать на кантрийной трассе в Москве, испробовано. Осталось провести тест в горах. Завтра иду «сдаваться» в посольство Словении.

 

Михаил Ковнацкий, 2011.

 




Яндекс.Метрика