Ваш город: Москва

Виды шоссейных велосипедов

Все мы видим на дорогах великое множество велосипедов, друг от друга они как-то и чем-то отличаются. Какие-то с зубастыми колесами, какие-то с тонкими, какие-то с гнутыми рулями – разновидностей очень много. Порой даже бывалый велосипедист затрудняется в идентификации дисциплинарной принадлежности того или иного байка.
Мы попробуем привнести немного ясности и помочь вам сориентироваться в огромном разнообразии велосипедов.
С этой ясностью легче сделать свой выбор перед покупкой велосипеда учитывая свои же потребности. Идентификация своих потребностей в контексте велосипеда происходит не по внешним и эстетическим соображениям, а в первую очередь по геометрическим и техническим параметрам. Далее уже можно рассматривать и эстетику делая поправку на конечную стоимость велосипеда с учетом покупки некоторых сопутствующих товаров (шлем, фонарики и т.д.).
Красивый велосипед не всегда значит удобный именно для вас.

Итак.
Если рассматривать все велосипеды очень поверхностно, то их можно разделить на два основных направления – шоссейные и MTB (горные). Особняком стоят городские или прогулочные велосипеды (CityBike), их сложно отнести к той или иной категории, но они есть, они обладают рядом своих особенностей и… в рамках этой статьи мы о них говорить не будем.
Здесь же свое внимание мы сконцентрируем на шоссейных или дорожных велосипедах. Да, шоссейные велосипеды друг от друга тоже отличаются. Отличия эти не всегда очевидны, а некоторые и вовсе заставляют серьезно задуматься. И, да, шоссейный и дорожный – это одно и то же.

Туринг

Начать введение в разновидности шоссейников хочется с велосипеда наиболее неочевидного – туринг. В народе его называют еще и “туристическим”. На фото Kona SUTRA.
Увидеть туринг на дорогах города, как ни странно, не так уже и просто. Дело в том, что активно эксплуатируются велосипеды данного типа велопутешественниками, которые основную часть времени в седле проводят на загородных маршрутах.
Туринги очень хорошо подготовлены для туризма, рамы и колеса у них всегда усилены, что негативно сказывается на их весовых характеристиках. Впрочем, нагрузить их можно основательно и без страха, что в пути повылетают спицы или разойдутся сварные швы. Кроме того, рама оснащена огромным количеством креплений и бонок для любых видов сумок, баулов, “штанов”, багажников и крыльев.
Седло подбирается максимально удобным для дальних перегонов, а навесное оборудование подбирается таким, чтобы оно было ремонтопригодным в любой точке мира. То есть, модный SRAM Force AXS для туризма не подойдет хотя бы потому, что поиск запчастей где-то в глуши становится невозможным. Даже гидравлические тормоза не всегда являются лучшим решением, так как в нужный момент под рукой может не оказаться специального инструмента, для их прокачки, например. Решение же проблем с порванным тросиком механических передач и тормозов происходит куда проще.
Оборудование уровня Shimano Deore или Acera является наиболее практичным, так как запчасти на него продаются почти везде. Найти тот же SLX, тем более последнего поколения, где-то в Бразильской глубинке, не так-то будет и просто.

Кто-то говорит, что шоссейник от горного велосипеда отличается рулем. В случае с туристическим велосипедом это утверждение не работает. Дело здесь, опять таки, в комфорте для покрытия огромных расстояний. Гнутые, классические шоссейные рули, здесь применимы не всегда и не всеми. Многие райдеры используют руль “бабочка”, так как он обеспечивает огромное разнообразие посадки.
Посадка, кстати, среди всех видов шоссейных велосипедов, наиболее расслабленная именно на турингах, что и логично. Здесь важно не агрессивно вкручивать педали в погоне за секундами принимая максимально аэродинамическую позу, а размеренно крутить педали рассчитывая свои силы на пару сотен километров в день.
Да, ребята, туристы покрывают и более 200 км в день. И едут они с остановками на сон, еду и иногда на отдых от велосипеда. То есть, выезжают не раз в неделю на маршрут, а практически на нем живут. Хотя далеко не все туристы так заморачиваются. Наличие туринга в собственности не обязывает к таким жестким испытаниям своих возможностей.

Если в двух словах.

Туристический велосипед выполняется с большим запасом прочности, оборудование на него навешивается не самое дорогое и не самое сложное. Он строится не для скорости, а строится он для размеренного поглощения сотен километров в день. Посадка на туринге очень прямая и расслабленная, чтобы в седле  можно было проводить много времени без вреда себе. Вес туристического велосипеда довольно внушительный (далеко за 10 кг), что объясняется его прочностными характеристиками.

Грэвел

Гравийный велосипед здесь расположился не просто так (на фото BMC URS 01 ONE). Он уже больше похож на классический шоссер, но ближе оказывается-таки к туристическому. Еще ближе гравийник к горному велосипеду, если рассматривать его с позиции трансмиссии.

Да и история его появления является историей превращения шоссейника в горный велосипед, так что…
Гравийные велосипеды предназначены для поездок по шоссейным и грунтовым дорогам. Собственно, вся суть данного вида велосипеда отражена в его названии. Получается, что уже не шоссейник, но еще и не МТБ.
Гравелы в настоящий момент взрывают рынок, как когда-то это делали МТБ велосипеды. От классического шоссейника их отличает наличие более широких покрышек и кассеты с передаточными числами от горного велосипеда. В остальном трансмиссия до недавних пор использовалась шоссейная, вся, кроме кассет. Сейчас рынок наполняется гравелами укомплектованными групсетами разработанными специально под гравийные цели – Shimano GRX. Бюджетные модели до сих пор комплектуются шоссейными групсетами.
В нашей подборке под турингами они расположились потому, что я являются облегченной версией оных. То есть, гравелы это такие себе туристические велосипеды на минималках. Они также оборудуются множеством креплений, но вес готового велосипеда может не достигать и 9 кг, что для туринга и вовсе недостижимо. Нагрузить гравел по полной не получится, он просто не выдержит. А вот собрать пару сумок для путешествия на пару дней – самое то.
С другой стороны, есть гоночные гравийники, они не предназначены для путешествий и выполнены намного более жесткими и агрессивными. Такие модели уже больше похожи на шоссейники с раздутыми колесами.

Яркой отличительной особенностью топовых гравелов является внедрение в рамы технологических решений, позволяющих сделать поездку максимально мягкой и комфортной. Подседельные трубы делают тонкими, чтобы они могли “флексить” на 2-3 см. То же самое инженеры проделывают с верхними перьями заднего треугольника, они тоже гнутся.

Руль на гравийнике, как правило, гнутый. Однако его дропы широко расставлены, чтобы обеспечить больше контроля управления на грунтовых дорогах.
Вилка, как правило, ригидная (жесткая). Однако тенденция к повышению комфорта по прежнему остается, посему рынок наполняется амортизированными вилками с ходом до 50-60 мм.

Ну, и колеса. Классика жанра подразумевает шоссейные колеса с покрышками шириной от 38 до 50 мм. Правда, многие производители прописывают в характеристиках установку MTB колес 27,5” с покрышками шире 50 мм.
Если на такой снаряд установить прямой руль, то он превратится в МТБ велосипед. Такие дела.

Циклокросс

Велосипед из этой дисциплины также довольно далеко расположен от классического шоссейника. В качестве живого примера обратите внимание на линейку велосипедов Orbea Terra.
Циклокросс обязан своим появлением тягой велосипедистов себя развлекать зимой, когда текущий сезон гонок уже закончился, а следующий еще не начался. Предназначен он, а это тяжело укладывается в голове, сугубо для грунтовых покрытий. Шоссейник для грунтовок – понимайте, как хотите.
До недавних пор циклокросс имел свою особенность, которая его и выдавала – кантилеверные тормоза. С широким внедрением дисковых тормозов он стал тяжело отличим от гравийника.
Внешне эти два велосипеда, как братья близнецы. Если же обратить внимание на покрышки, то циклокросс обувается в более зубастую резину, чтобы иметь хороший зацеп на грунтах. Для асфальта он не предназначен, напоминаю. Впрочем, энтузиасты и по асфальту его катают.
Геометрия и посадка у циклокросса более агрессивная, в отличие от туринга и гравела, управляемость очень нервная. Самое же главное отличие – высокий уровень жесткости. Циклокросс не для комфорта, это сугубо гоночный болид для максимальных скоростей при минимальном зацепе. Кроме того, циклокросс обязан быть очень легким, так как райдер в течении гонки должен проносить велосипед на плече часть трассы.

Среди трех описанных велосипедов циклокросс ближе всех к шоссейнику по части геометрии и жесткости. Трансмиссия на нем гравийная, руль шоссейный.

В отдельной статье мы рассказывали про отличия между гравийным и циклокроссовым велосипедами.

Эндуранс

Устали? А ведь мы только подбираемся к тому, что обывателями воспринимается, как настоящий шоссейный велосипед.

Эндуранс (endurance) шоссейный велосипед, можно сказать, находится в центре разновидностей, так как объединяет в себе всё и всех. Ниже вы в этом убедитесь.
Наиболее кратко его уместно охарактеризовать, как “удобный, усредненный и универсальный”. В пример приводим Orbea Avant M30, хороший такой представитель.

Название endurance переводится с английского, как “выносливость”. Да, в этом случае суть тоже отражена в названии.
Велосипед данного типа предназначен для покрытия больших расстояний в рамках гонки или тренировки. Его геометрия и жесткость балансируют на грани. С одной стороны требуется обеспечить эффективную передачу энергии ног в трансмиссию, а с другой, комфорт в движении. Под комфортом подразумевается, как расслабленная посадка, так и отсутствие вибраций от дорожного полотна в раме велосипеда и на его руле.

Креплений на эндуранс велосипеде минимум – пара под фляги с водой и для крыльев. Трансмиссия здесь уже исключительно шоссейная, а тормозная система может быть, как дисковая, так и классическая – клещевого типа.
Геометрия и посадка на этом шоссейнике агрессивнее предыдущих дисциплин, но расслабленнее относительно более узкопрофильных машин, о которых речь пойдет ниже.
Покрышки здесь применяются разные. В зависимости от потребностей райдеры используют покрышки шириной от 25 до 36 мм. Разумеется, чем шире резина, тем мягче ехать.

Кстати, к эндуранс велосипедам применимы правила международной гоночной организации UCI, которая ограничивает минимальный вес велосипеда на отметке 6,8 кг.

Легковесный

В кругах довольно узких велосипед этой категории известен, как Lightweight или Climbing.
Здесь уместно говорить, что это облегченный эндуранс велосипед. Почти. В качестве примера смотрим на Orbe ORCA M10iLTD.
Вся суть и здесь заложена в названии. Он выполняется максимально легким для того, чтобы райдер покорял вершины гор, ехал вверх без лишних затрат энергии. Правило 6,8 кг действует и здесь.
Впрочем, вес рамы в 800 граммов для легковесного велосипеда считается огромным. Ближе к правде оказываются всего 600 граммов.
Производители, конечно, изголяются и делают ракеты с меньшим весом (на уровне 4-5 кг), но на таком велосипеде можно ездить только в свое удовольствие, а покорение пьедестала становится невозможным в рамках официальных соревнований. Учитывая, что стоимость таких велосипедов очень высокая, то желающих обзавестись такой игрушкой не так уже и много.
Техническое оснащение велосипеда также максимально облегченное. Колеса на легковесном велосипеде обладают самой низкой высотой профиля обода среди всех шоссейников, что и понятно – низкий вес.

Жесткость такого велосипеда очень высокая, чтобы все усилия направлялись в колесо. Другими словами, если, то сидеть на нем продолжительное время будет очень неприятно.

Аэро

Аэро велосипеды существуют для быстрого и эффективного уничтожения километров с минимальным количеством подъемов на пути. Смотрим на Orbea ORCA Aero.
Низким весом они не отличаются, так как для обеспечения аэродинамических профилей труб требует много дополнительного материала. То же касается и колес. Профили аэродинамических ободьев очень высокие, чтобы эффективно бороться с завихрениями воздуха. При условии движения по прямой со своей задачей они справляются отлично, а вот когда дует боковой ветер, тогда начинаются приключения. Удерживать на дороге эровелосипед сложно из-за большой парусности.
По сути, это противоположность велосипеду для подъемов. Однако трансмиссия у таких велосипедов вполне может быть идентичной, если не углубляться в передаточные числа.

Современные аэровелосипеды часто выполняются с полностью внутренней проводкой коммуникаций. То есть, снаружи нет ни одного намека на проводку. Все прячется в руль, вынос и рулевой стакан. Дальше стандартная разводка по раме. Такая схема дает определенный профит, как вы понимаете. Однако популярной схема стала на велосипедах других дисциплин. Например, те же гравийники также стремятся осовременить отсутствием проводов.


Современные тренды приводят к тому, что в чистом виде аэровелосипеды и легковесные перестают быть актуальными. Дело в том, что в последние годы аэродинамика выходит на первый план даже в среде легковесных велосипедов. Кроме того, развитие материалов позволяет получить аэропрофили оставляя велосипед в рамках легковесного. Некоторые производители даже отказываются от двух разных моделей в своем ассортименте, предлагая гонщикам унифицированный вариант.
Да, он получается немного тяжелее легковесного, что намекает на замедление. Замедление же это компенсируется наличием аэродинамики, которая работает также и на низких скоростях апхилла.

Обратите внимание, что и в компании Orbea есть тенденция к объединению велосипедов для апхилла и аэро, что отражено в одинаковом названии. Оба они Orca, только индексы разные.

Жесткость и агрессивность посадки на таком велосипеде обладают наиболее высокими показателями среди перечисленных. То есть, комфорта мало, зато внешний вид очень привлекательный.
Впечатлить кого-то по пути на работу получится, но будет ли та поездка удобной – вопрос открытый.

Трековый

На фото трековый велосипед Trackmachine TR02.
Трековые велосипеды предназначены для использования, внезапно, на треках. Треки или велодромы, это такие специализированные площадки с овальной трассой протяженностью 300-500 метров. Покрытие на велодромах выполняется из бетона или дерева, оно идеальное. Учитывая его идеальность разрабатываются и соответствующие велосипеды. Они очень жесткие, у них всего одна глухая передача и… нет тормозов. Совсем нет. Как “да”, только “нет”.

Глухая передача означает, что когда крутится колесо, тогда крутятся и педали. Они находятся в постоянной жесткой связи. Свободного хода у колеса нет, в отличии от любого привычного велосипеда. Вращается только вместе с педалями. Собственно, этот фактор и позволяет замедлять велосипед. Не так эффективно, как тормозами, разумеется, но всё же.

То есть, передач нет, тормозов нет. Он легок, обтекаем и чертовски быстр. Скорость гонщика на треке часто достигает 90 км/ч по прямой без спусков для разгона.
Покрышки для трековых велосипедов очень необычные – трубки. Они отличаются от обычных тем, что производятся в виде обычной трубки, которая приклеивается к ободьям. Да, приклеивается.
Надо сказать, что трубки применимы на шоссейных велосипедах других типов тоже, но трековые с ними ассоциируются у всех наиболее часто.

Второе название у трековых велосипедов есть – синглспид (single speed) или фикс. С английского переводится, как “одна скорость” или “фиксированная передача” (Fixed Gear). В какой-то момент они стали очень популярны среди молодежи и на улицах города встречаются довольно часто. Некоторые из них комплектуются колесом со свободным ходом и хотя бы одним тормозом.
Рули у трековых велосипедов бывают классические гнутые и “булхорн” (Bull Horn). Последние очень походят на рога быка и позволяют райдеру расположиться на велосипеде максимально аэродинамично.
Что же до колес, то трековые колеса одни из самых эффективных. Для необходимой обтекаемости и в виду отсутствия бокового ветра, колесо выполняется без спиц, сплошным диском или с парой-тремя широкими спицами.

Триатлон (разделочник, ТТ)

Велосипеды для раздельных стартов и триатлона пребывают “вне закона UCI”. То есть, ограничения есть и у них, но несколько другого плана.
В качестве примера смотрим на сочный Orbea ORDU M20i.
Здесь всё заточено на максимальную эффективность райдера в седле. Даже питьевые фляги размещаются сзади, чтобы не вредить аэродинамической составляющей. Пьют гонщики из специальных трубок, выведенных в области руля. Да, всё настолько серьезно.

Рули у TT велосипедов самые необычные, наверное. Дропы выполняются отдельным элементом, очень тонким и обтекаемым, а некоторые органы управления дублируются на лежаке. Лежак является устройством, которое позволяет расположить локти на руле очень узко и низко – всё ради аэродинамической эффективности. Легкостью такие велосипеды не отличаются, всё из-за той же аэродинамики.
Применяются ТТ велосипеды профессиональными гонщиками на соревнованиях самого высокого уровня. К таким относятся Тур де Франс и Железный Человек.