Ваш город: Москва

Разновидности педалей: платформы (топталки) и контакты

Знакомство с велосипедом, так или иначе, открывает для райдера всё новые и новые горизонты. Говорить можно, как о географических “приобретениях”, так и о технических знаниях, с которыми райдеру приходится сталкиваться неминуемо. Сегодня мы говорим конкретно о педалях. Кажется, что здесь уж точно ничего нового не будет, так как элемент этот прост до безобразия и одинаков везде и во все времена… однако это совсем не так.
В действительности, педалей существует столько же, сколько разновидностей МТБ и шоссейных велосипедов. Ну, почти.

Педали платформы (топталки)

Самый распространенный вид педалей, как ни странно, это обычные педали.
Для начала давайте сосредоточимся на их строении. Топталка состоит из оси, тела педали и подшипников.
Оси выполняются из стали всегда и крепятся непосредственно к шатуну. В зависимости от направленности и ценника марка стали существенно преображается, что сказывается на жесткости конструкции и долговечности ее использования. Вся основная работа ложится именно на ось.
Тело педали может выполняться из пластика, разнообразных полимеров с включениями карбонового волокна, из алюминия, стали и прочих материалов. Если оси разных моделей будут друг на друга похожи, как две капли воды, то вот с телами все совсем иначе. В зависимости от дисциплинарного направления их конструкция существенно изменяется. Так для прогулочного ситибайка индустрия выпускает довольно объемные и широкие педали практически без шипов на поверхности. Здесь основная задача в предоставлении большой площади контакта для неискушенных пользователей, которые и в сапогах резиновых могут сесть за руль. Нагрузки на таких велосипедах особые не предполагаются.
Для МТБ велосипеда топталки будут внешне очень похожи. Однако здесь вы уже увидите много пустого пространства внутри, изощренные замысловатые формы и острые шипы. Впрочем, в качестве шипов могут выступать обычные винты длинной до 5-7 мм (общая длина имеется в виду, рабочая намного меньше), но поверьте, в подошву они просто-таки вгрызаются мертвой хваткой. Хорошие топталки с продуманными шипами по своему содержанию очень похожи на контактные педали, настолько хорошо они держат ногу на месте. Может, сравнение это слишком громкое, но такие вот впечатления оставляют хорошие инженерные решения. При этом тело может выполняться, как из пластика, так и из алюминия. Все зависит от ценника и фантазии дизайнера. Конечно, вес в этом случае играет не последнюю роль, как и способность педалей не накапливать во время движения на себе грязь.

Подшипники топталок могут быть самыми разными, как в виде обычных втулок, так и в виде промышленных подшипников или насыпных радиально-упорных. Последние любит компания Shimano и небезосновательно. Педали их конструкции отличаются своей легкостью вращения и возможностью обслуживания. Внутреннее устройство таких подшипников кажется слишком сложным, особенно их настройка во время обслуживания, но добиться там можно таких результатов и показателей вращения, которые не будут достижимы ни на каких других подшипниках. К тому же, радиально-упорная конструкция способна переваривать нагрузки с любым вектором силы, чего не скажешь, например, о втулках или промышленных подшипниках. Последним для правильной работы требуется строгое направление силы перпендикулярно оси вращения.
Втулки используются на самых бюджетных педалях и славятся своей недолговечностью, способностью к быстрому износу и загрязнению по поводу и без. Характеристики вращения у втулок просто никакие, для серьезных мероприятий они не подходят. Довольно часто они используются в комбинации с промами.
Промышленные подшипники любят все и считают их чем-то особенно качественным, хотя от реальности это очень далеко. Дело в том, что они плохо выдерживают боковые нагрузки, а их размеры эту проблему сильно усугубляют. Пока они новые, крутиться будут шикарно. Впрочем, надо отдать должное, служат педали на таких подшипниках довольно неплохо, если не перегружать их особенно активными вкручиваниями.

На фото: слева самые простые и дешевые топталки, посередине пластиковые топталки с цепкими шипами, справа платформы для ситибайка (без шипов, но с цепкой поверхностью)

Основное преимущество платформ заключается в универсальности. То есть, вчера вы ездили на МТБ, сегодня переставляете их на шоссейник и… они будут справляться точно так же. Конечно, эффективность их относительно контактных педалей весьма посредственна, хотя они предоставляют неоспоримое преимущество – ногу можно очень быстро выставить в сторону для удержания равновесия при вероятном падении. В зависимости от погоды вы можете без задних мыслей менять обувь, в которой будет очень комфортно ходить пешком.
Еще одно важное их преимущество – низкие цены, которые иногда и в голове не укладываются. В этом месте призываем вас не экономить и выбрать наиболее безопасный и качественный для себя вариант.
Основной недостаток платформ заключается в том, что их эффективность при активном вкручивании весьма ограничена, так как нога будет работать только на давление, говорить о работе при ходе шатуна вверх не приходится. Да, при желании можно и этому научиться, но мероприятие это весьма сомнительное. Также многие райдеры знакомы с проблемой соскакивания ноги с педали во время активного вкручивания. Когда педаль плоская и без каких-либо выразительных шипов, данная ситуация ничем не примечательна. Когда же конструкция включает в себя шипы, даже пластиковые, на голенях остаются довольно неприятные и глубокие раны. При выборе подобных моделей принимайте во внимание и этот факт.

Экзотические формы топталок на топталки и вовсе не похожи. Речь идет о решениях, позволяющих экономить вес. Некоторые производители в погоне за рекордными показателями вместо платформы оставляют ось с надетой на нее трубкой и… и всё. Удобство здесь отсутствует полностью, хоть и позиционируются такие байки, как повседневные при весе около 4-х кг. Напомню, что средний вес среднего велосипеда составляет около 12-13 кг.

В дополнение к вышеописанному стоит добавить, что обычные педали бывают складными для экономии места во время транспортировки или хранения, со сменными или встроенными шипами, со светоотражателями и без них.

Контактные педали

На другом полюсе велосипедного мира располагаются контактные педали. Рождение их произошло в 1984-м году силами компании Look. В данном случае речь идет о шоссейных контактах, которые призваны существенно повысить эффективность спортсмена при педалировании. Повышается она за счет надежной и жесткой фиксации ступни на педали с возможностью быстрого встегивания или выстегивания. Позднее, в 1990-м году компания Shimano представила свое видение контактных педалей для маунтинбайка – Shimano Pedaling Dynamics – SPD. Интерпретация шоссейных контактов была очень похожа на творение Look, но вот называлась она – SPD-SL. Отличий между шоссейными и МТБ контактами так же много, как между шоссейным и МТБ велосипедом.
Рассматривать строение подробно не станем, так как оно точно такое же, как и у топталок – тело педали, ось и подшипники.

На фото МТБ контактные педали: слева SPD контакты и совмещенные с платформой, справа педали Crank Brothers и совмещенные с платформой. Ниже показаны соответствующие шипы, посредине расположены шоссейные шипы для сравнения.

Контакты для горных байков чаще всего выполняются в двустороннем формате, чтобы у райдера всегда была возможность встегнуться легко и быстро. Идея очень удачна, если рассматривать МТБ в своей родной стихии, где грязь и камни не дают расслабиться ни на секунду. Суть катания на горном велике сводится к постоянной необходимости поддерживать себя в равновесии опираясь ногами на землю. Более унифицированные модели SPD педалей предусматривают возможность их использования, как в формате контактов, так и в формате обычных топталок. Другими словами, одна сторона с шипами под повседневную обувь, а вторая с клипсой под велообувь.

Отдельный вид контактов для МТБ был выпущен компанией CrankBrothers. Суть их работы точно такая же, но механизм зацепления немного изменен, отчего совместимости между двумя форматами нет никакой. К недостаткам Crank Brothers относят шипы, которые выполняются из мягкого металла, а он быстро изнашивается. Шипы Shimano выполняются из закаленной стали.

Контакты для шоссейных приключений бывают трёх типов – Look, SPD-SL (Shimano) и Speedplay.
Первые два стандарта очень похожи друг на друга внешне, но некоторые конструктивные особенности не позволяют им быть взаимозаменяемыми. Тем не менее, объединяет их огромный полимерный шип, который крепится к подошве шоссейных велотуфлей и сильно мешает ходить пешком. Сама педаль выполняется односторонней в силу своих особенностей. То есть, если на МТБ вы можете встегнуться любой стороной, то шоссейные контакты будут работать только с одной стороны. Конструкция такова для того, чтобы обеспечить, снова, максимум эффективности.
Особняком стоят педали Speedplay, это аккуратные кругляши, которые умеют работать с двух сторон, как SPD. Однако есть в модельном ряду экземпляр, призванный увеличить аэродинамический показатель, он встегивается только с одной стороны. Вторая образует с шипом и подошвой велообуви ровную поверхность, по которой воздух должен проходить без лишних завихрений.

На фото шоссейные контактные педали: слева SPD-SL (Shimano) педали и шипы, посередине Speedplay педали и шипы, справа Keo (Look) педали и шипы

Конструкция SPD велообуви предусматривает утопленный в подошву небольшой металлический шип, позволяющий осуществлять хоть и короткие, но всё же пешие прогулки. Примечательно, что формат SPD нередко применяется любителями даже на шоссейниках, ничего зазорного в этом нет.
В стоимость контактов всегда стоит вносить и стоимость обуви, что делает этот вид педалей самым дорогостоящим. Да, кстати, примите во внимание еще и фактор сезонности, должно быть несколько пар обуви для разных погод, такие вот дела.
В то же время, сравнивать их с платформами или туклипсами (о них чуть ниже), даже не приходится. Любой райдер, пусть и без спортивного бэкграунда, способен по достоинству оценить всю прелесть контактов.

Туклипсы

Самая вымирающая разновидность педалей, причем контактных, именуется туклипсами. Использовались активно они на заре становления велоспорта, а в наши дни применение находят достаточно редко. В основном их можно увидеть на старых шоссейниках или современных фиксах. Последние носят такое название потому, что у них всего одна передача и та глухая. То есть, вместе с педалями неминуемо крутится колесо, причем не имеет значения – вперед или назад.
Контактность туклипсы обеспечивают за счет пристегивания ноги к педали ремнями в специальной “клетке”. Выполняется она из металла и ограничивает движение ноги вверх, вниз и вперед. В зависимости от конструкции ремни выполняются из тканой материи или кожи.
Важное преимущество туклипс заключается в том, что они совместимы практически с любой обувью, хоть с лаковыми туфлями на каблуках. Другими словами, это очень удобный способ закрепления стопы на педали с точки зрения последующей ходьбы. Кроме того, туклипсы обходятся намного дешевле за счет отсутствия необходимости докупать специальную обувь, которая, кстати, не всегда подходит к верхней одежде.
К недостаткам туклипс следует отнести неудобное встегивание. Дело в том, что под собственным весом они постоянно оказываются “клеткой” внизу и при желании встегнуться необходимо проводить некоторые манипуляции. Хотя со временем это движение доходит до автоматизма. Обычные контакты лишены этого недостатка, так как всегда являются двусторонними, конечно, если речь не идет о комбинированных моделях. И, разумеется, туклипсы не способны обеспечить необходимый уровень фиксации ноги на педали.

На фото: слева туклипсы с кожаными ремнями, посередине стрепы, справа туклипсы с текстильным ремнем

Стрепы

Разновидностью туклипс, являются “стрепы” для фиксов. Важное преимущество стреп – дешевизна и совместимость с любыми топталками. Суть их работы точно такая же, как и примеров выше – зафиксировать ногу на педали. Однако стрепы лишены ограничителя движения ноги вперед и это приходится учитывать. Разумеется, с привычными контактами они сравниться никак не могут по своей эффективности. Среди преимуществ, кроме низкой стоимости и универсальности, следует отнести также и совместимость с любым типам обуви.